Содержание и организация коррекционной работы по психомоторному развитию детей с ДЦП посредством телесно-ориентированной техники

Актуально о образовании » Психомоторное развитие дошкольников с детским церебральным параличом посредством телесно-ориентированной психотехники » Содержание и организация коррекционной работы по психомоторному развитию детей с ДЦП посредством телесно-ориентированной техники

Страница 8

4. Пальцевой гнозис-здоровые дети (6-7 лет) четко дифференцируют пальцы (большой, маленький, указательный и т. д.), могут указать, до какого пальца дотронулся экспериментатор. Дети с церебральными параличами в связи с иррадиацией возбуждения часто путают и не узнают пальцы, особенно III и IV парализованной руки, наиболее часто эти нарушения наблюдаются у детей с гемипаретической формой церебрального паралича.

5. Пальцевой праксис (метод нейропсихологического обследования) -воспроизведение позы пальцев по мышечно-суставному чувству без зрительного контроля. Здоровые дети (6-7 лет) легко справляются с заданием - воспроизводят позу пальцев пассивно, приданную ребенку экспериментатором, например, I-III-IV пальцы согнуты, II и V-разогнуты и т. д. У детей 6-7 лет, страдающих церебральными параличами, слабая "память на движение", недостаточный следовой кинестетический образ, без зрительного контроля они не могут выполнить задание, в то время как по показу выполняют удовлетворительно (при отсутствии выраженных насильственных движений).

6. Метод контроля организационно-пространственной деятельности (предложен академиком РАМН К. А. Семенова, 1978) - задания данного метода включают в себя; способность ориентироваться в помещении, развитие функций мелкой моторики - проверяется за столами "ручной умелости", выполняется по методики Керна-Иирасека (включает два задания - срисовывания письменных букв и срисовывания группы точек, т.е. работу по образцу) каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий (приложение 2). Задания направлены на развитие пространственных отношений и представлений, развитие тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец [44].

7. Восприятие пространственных признаков предметов (методика выполняется по диагностической тетради, разработанной во Всероссийском научно-методическом Центре восстановительного лечения ДЦП И.Ю. Левченко 1985) [18].

а) величины - большой, маленький, самый маленький, равные. Различение признаков: "длинный-короткий", "высокий-низкий", "широкий-узкий", "толстый-тонкий", "равные". Дети, страдающие церебральными параличами, нередко правильно дифференцируют эти понятия, однако же, в ответах заменяют вышеперечисленные признаки понятиями "большой-маленький"; путают пространственные признаки предметов, например, "короткий и узкий" и другие;

б) восприятие и воспроизведение формы предметов: Дети, страдающие церебральными параличами и задержкой психического развития, существенно затрудняются как в определении геометрической формы, так и в воспроизведении формы предмета.

8. Восприятие удаленности предметов: метод предложен Э. С. Калижнюк (1976), основан на анализе понимания сюжета картинок испытуемым. Определение удаленности предметов у детей с церебральными параличами в дошкольном возрасте остается нередко на стадии нечетких аморфных определений. Несомненно, формирование адекватных определений с употреблением предлогов, наречий тесно связано с осмыслением сложных грамматических оборотов, отражающих пространственные отношения (семантики пространства) [41].

9. Восприятие пространственных направлений и схемы тела. Метод разработан А.В. Семенович (1988) по аналогии проб Хеда. Эти представления являются моторным опытом глаз, рук, головы. Ребенок последовательно выполняет наглядные двигательные инструкции экспериментатора по успешности выполнения, которых можно судить о сформированности данных процессов у испытуемого. Формирование пространственного направления и схемы тела происходит различно и индивидуально у каждого ребенка с церебральным параличом и зависит нередко от нескольких факторов: от состояния интеллекта, от равномерности или неравномерности степени поражения рук и также от локальной корковой патологии теменно-затылочных отделов коры мозга.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Подробно о педагогике:

Сущность, задачи, содержание, пути осуществления сенсорного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все э ...

Факторы, влияющие на развитие памяти в младшем школьном возрасте
Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, и ребенок ограничен во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Они позволяют избежать занудной зубрежки. Таких приемов существует много. Различные приемы и способы эффективны для каждого по-разному. Самое гла ...

Сущность предметной одаренности
Одаренность - это высокий уровень способностей человека, что позволяет ему достичь особых успехов в определенной области деятельности. Различают общую и специальную одаренность. Общая умственная одаренность проявляется в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необх ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru