Выводы по главе I. Анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования позволили сделать следующие выводы.
Детский церебральный паралич - это заболевание, возникающее вследствие поражения головного мозга внутриутробно, во время родов или в первый месяц жизни. ДЦП проявляется двигательными расстройствами (парезы, параличи, гиперкинезы, нарушение координации) нередко в сочетании с изменениями психики, речи, зрения, слуха.
В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значительное место занимают нарушения речи, частота которых составляет 80%.
В нашем исследовании под телесно-ориентированной психотехникой (для дошкольников) понималось направление психолого-педагогической помощи, которое на основе знаний о психике ребенка решает практические задачи сглаживания (коррекции) его психологических проблем, рассматривая их в связи с особенностями функционирования его тела и характера протекания его движений, в том числе выразительных. Методами телесно-ориентированной психотехники мы называем различные направления работы, реализуемые с помощью определенных упражнений и соответствующие той или иной задаче.
Специально организованная коррекционная работа поможет разрешить ряд проблем с развитием психомоторики у детей, страдающих детским церебральным параличом.
Проверим это обстоятельство экспериментальным путем на базе МДОУ детский сад "Сказка" г. Лабытнанги.
Содержание психологических условий психомоторной коррекции у дошкольников с ДЦП
В настоящее время важность проблемы психического развития и своевременной коррекции нарушенных функций у детей с отклоняющимся развитием, широко обсуждается в специальной и психологической литературе (В. И. Лубовский, 2003; И. А. Смирнова, 2003) [21, 47] . Однако при анализе подобных работ было отмечено, что только незначительное число исследователей уделяют внимание психомоторного развития посредством телесно-ориентированной психотехники, и возможность включения коррекционного процесса в привычную для данной группы детей деятельность. Своевременная психологическая диагностика и коррекция нарушений психомоторного развития, как показывает опыт специальной психологии (А. В. Семенович, 2002), позволяет приблизить любой вид онтогенеза – к нормальному течению, облегчить вхождение ребенка в обычную социальную среду [45]. Очевидно, что такая работа может быть эффективной только в рамках междисциплинарного подхода. Между тем проблема оценки их нарушений представляет известные трудности и по-прежнему актуальна, что определило цель исследования.
Цель данного эмпирического исследования - выявление особенностей эффективной коррекции у детей с церебральными параличами в процессе двигательной деятельности посредством телесно-ориентированной психотехники.
Гипотеза исследования состоит в предположении:
- принимая во внимание нарушения у детей с ДЦП и разнообразие индивидуальных проявлений дефекта, в коррекционной работе, направленной на психомоторное развитие, необходимо использовать телесно-ориентированную психотехнику, оказывающую комплексное воздействие на развитие двигательных, психических и речевых функций детей;
- предполагается, что эффективность психомоторного развития может обеспечиваться в процессе разработки и реализации телесно-ориентированной психотехники, построенной на основе принципа цикличности и включающей в себя следующие этапы: оценку и прогнозирование процесса развития ребенка; разработку комплекса занятий коррекционно-развивающего обучения, направленного на психомоторное развитие; практическую реализацию разработанных занятий в условиях интеграции усилий педагогов, дефектологов и родителей; контроль эффективности реализации комплекса занятий, их корректировка и начало нового цикла.
Статистическая гипотеза исследования: выдвинутое предположение будет подтверждено, если в результате сравнения средних величин показателей уровня развития психомоторных функций в контрольной и экспериментальной группах, будут получены статистически значимые различия. Таким образом, выделяются следующие задачи экспериментального исследования:
Подробно о педагогике:
Модель содержания технологического образования
При обсуждении моделирования содержания образования сразу определим систему понятий, которые отражают специфику поставленной задачи. 1. Образование как процесс - способ передачи человеку культурного наследия общества. Образование - средство социализации, а также физического и духовного формирования ...
Методика работы по формированию у детей временных представлений на занятиях
по математическому развитию
Ориентировка во времени детей младшей группы. В младшей группе уточняют представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. Части суток малыши различают по изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих их взрослых в эти отрезки времени. Точный расп ...
Факторы, влияющие на развитие одаренности
Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется прежде всего его личностью. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно в случаях так называемой скрытой одаренн ...