Все эти формы работы по формированию нравственной культуры личности младших школьников имели большой успех среди детей и несомненно привлекли их внимание.
Чтобы доказать эффективность использованных нами форм, методов и приемов работы по формированию нравственной культуры личности, мы провели такие же диагностические методики в 4 «Е» классе. Результаты оказались поразительными.
В результате диагностики нравственной самооценки, при которой мы использовали тест с аналогичным названием (см. диаграмму 2.5), выяснилось, что повысилось количество учащихся, входящих в группу с высоким уровнем нравственной самооценки. А в группу с низким уровнем данного качества не попал ни один ученик 4 «Е» класса.
(диаграмма 2.5)
При подсчете показателей, полученных в результате исследования этики поведения в школьном коллективе (см. диаграмму 2.6), оказалось, что к группе с высоким уровнем этики поведения относится большинство учащихся. В группу с низким уровнем этики поведения вошел только один человек.
(диаграмма 2.6)
По результатам проведения «Аукциона ценностей» (см. диаграмму 2.7) видно, что группа учащихся с высоким уровнем личной значимости нравственных качеств оказалась самой многочисленной, однако количество учеников с низким уровнем осталось таким же.
(диаграмма 2.7)
Выясняя уровень нравственной мотивации учеников, мы получили результаты (см. диаграмму 2.8), которые говорят о том, что подавляющее большинство учеников отнеслось к группе с высоким уровнем этого качество, а учеников, относящихся к группе с низким уровнем, вовсе нет.
(диаграмма 2.8)
Чтобы подытожить данные всех четырех этапов диагностики, мы составили следующую таблицу: «Уровень нравственной культуры личности младших школьников 4 «Е» класса» (см. табл. 2.2).
Результаты |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Тест «Диагностика нравственной самооценки» |
61,1 % |
39,9 % |
0 % |
«Недописанное предложение» |
72,2 % |
22,3 % |
5,5 % |
«Аукцион ценностей» |
61,2 % |
33,3 % |
5,5 % |
Тест «Нравственная мотивация учащихся» |
72,2 % |
27,8 % |
0 % |
Итог |
65,3 % |
30,6 % |
4,1 % |
(табл. 2.2)
Как видно по данным таблицы, динамика роста нравственной культуры личности учащихся очевидна.
Таким образом, можно сделать вывод, что наша исследовательская работа доказала успешность выдвинутой нами гипотезы.
Воздействие на человека, с целью формирования у него нравственных качеств – тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
Человек, как субъект, должен обладать нравственной культурой личности, то есть он должен понимать и принимать установленные нормы и морали. Школьные годы – это период, когда особенно интенсивно происходит развитие и воспитание, становление личности. Это сензитивный период для развития интеллекта, пересмотра и отработки системы ценностей.
Нравственность как личностное образование может выполнять свою регулятивную функцию только при условии ее эмоционально-чувственного освоения.
Формирование эмоциональных чувств происходит в процессе реальной жизнедеятельности ребенка, его взаимоотношений со сверстниками и окружающими его взрослыми людьми, а также при выполнении им своих обязанностей, вытекающих из ведущего вида деятельности – учебы.
Подробно о педагогике:
Возрастные особенности личности
Учет возрастных особенностей ребенка является одним из главных педагогических принципов. Возрастная периодизация дает необходимые знания каждого этапа развития личности. В истории педагогики первым, кто определил и обосновал особенности каждого возрастного этапа, был чешский педагог Ян Амос Коменск ...
Педагогическая наука в XIX веке
С XVIII века начинается профессиональная подготовка учителей. В 1732 году, в частности, открывается первая учительская семинария в Германии (г. Штеттин). В 1779 году учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете, а с 1804 года последовало открытие в России педагогич ...
Система методических коммуникативных упражнений для интенсивного обучения
английскому языку в 7 классе общеобразовательной школы
Как известно содержание учебного предмета раскрывается с помощью рациональной организации языкового материала, точнее, с помощью отбора, выделения единиц и форм его организации и, помимо этого, посредством соотнесения единиц языкового материала с конкретными действиями о реализации речевого намерен ...