Целью опытно – экспериментальной работы было подтверждение гипотезы дипломной работы - наглядность будет эффективным средством формирования лексических навыков у учащихся 3-х классов на уроках немецкого языка, если учитель:
1. Будет применять разнообразные ее виды (предметную, картинную, схематическую);
2. Будет использовать наглядность на всех этапах формирования лексических навыков.
Исследование проходило на базе средней общеобразовательной школы № 20 города Абакана. В нем принимали участие 10 учащихся 3Б класса.
Опытно – экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Целью констатирующего этапа было выявление уровня сформированности ЛН у учащихся 3 класса. Для достижения данной цели нами были проведены диагностические методики, основанные на предложенных автором Р.С. Немовым: методика 22. «Выяснение пассивного словарного запаса», методика 23. «Определение активного словарного запаса», составленные с учетом психологических особенностей детей данного возраста. Первая методика направлена на узнавание ЛЕ (Приложение А.1). Был предложен ряд из 10 слов по теме «Mein Zimmer» и ряд из 10 картинок (Приложение А.2). Учащимся необходимо было соотнести слово с картинкой. В соответствии с количеством ЛЕ и с программными требованиями к их усвоению, разработаны следующие критерии оценки:
9 -10 - высокий уровень сформированности лексических навыков,
5 - 8 - средний уровень сформированности лексических навыков,
0 - 4 - низкий уровень сформированности лексических навыков.
Вторая методика направлена на применение в речи изученного лексического материала по теме «Mein Zimmer» (Приложение А.3). Детям предлагалась картинка с изображением комнаты (Приложение А.4). По данной теме учащиеся изучили 10 ЛЕ, которые они должны употребить в своей речи, описывая картинку. Согласно программным требованиям определены критерии оценки:
8-10 - высокий уровень сформированности лексических навыков,
4 - 7 – средний уровень сформированности лексических навыков,
0 - 3 – низкий уровень сформированности лексических навыков.
Первого февраля 2007 года нами были проведены диагностические методики, направленные на выявление уровня развития ЛН у учащихся 3 класса «Б», в проведении которых приняли участие 10 человек, изучающих немецкий язык. При обработке результатов методики на узнавание лексических единиц (ЛЕ) выяснилось, что 4 человека имеют высокий уровень сформированности ЛН, 6 человек – средний уровень сформированности ЛН и ни одного человека низкий уровень сформированности ЛН.
Данные результаты представлены в таблице 1 и на рисунке 1.
Таблица 1. Уровень сформированности ЛН при узнавании ЛЕ у учащихся 3 «Б» класса
|
№ |
И.Ф. ученика |
Количество баллов |
Уровень развития ЛН |
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Лена Б. Тима Ж. Таня К. Влад К. Саша К. Аня К. Настя Е. Вика С. Катя Т. Сергей Л. |
9 7 8 6 10 10 8 8 6 10 |
Высокий Средний Средний Средний Высокий Высокий Средний Средний Средний Высокий |
По результатам методики, направленной на применение ЛЕ, выяснилось, что 2 человека имеют высокий уровень сформированности ЛН, 5 человек - средний уровень сформированности ЛН, 3 человека - низкий уровень сформированности ЛН.
Подробно о педагогике:
Система упражнений для обучения диалогической речи
В качестве основных, обучающих диалогических форм общения (ДФО) фигурируют упражнения, развивающие умение быстро и разнообразно реагировать на сказанное собеседником, умение поддержать беседу («Как бы вы реагировали, если бы вам сказали .»). Считается, что без этого невозможно обеспечить такое усво ...
Зарубежные и отечественные психологи о проблеме детской одаренности
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято назыв ...
Различные подходы к контролю и оценки учебной деятельности учащихся
Исходя из основных целей развивающегося образования можно сформулировать три принципиальных положения по вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся. Педагогическая деятельность учителей на этапе с I по IV классы направлена на формирование у учащихся умения учиться, которое включает в с ...