Отражение нормативных документов в деятельности детских садов в 30-е годы ХХ века

Актуально о образовании » Педагог и ребенок в системе дошкольного воспитания 20-30-х годов ХХ века » Отражение нормативных документов в деятельности детских садов в 30-е годы ХХ века

Страница 2

Еще одна статья за 1940 год представляет определенный интерес. К.А.Быкова в описании опыта своей работы пишет о том, что «уважение к личности ребенка, вера в его силы и возможности, в хорошие перспективы его развития – это один из принципов серьезной и вдумчивой воспитательной работы». [3]

Также она приводит пример. Дети прибегают к воспитателю и с возмущением ему рассказывают, что мальчик Ваня разрушил их постройку. Ваня старается держать себя независимо, но видно, что ему неловко. Воспитатель указывает Ване, что он нехорошо поступил, но, в тоже время, помогает ему выйти из неприятного положения, наладить взаимоотношения с товарищами. Воспитатель говорит детям, что Ваня вместе с ними построит сейчас новую красивую башню. Ваня с радостью хватается за этот выход, ему приятно, что воспитатель верит в его силы. Он старается оправдать это доверие.

А вот что К.А. Быкова пишет о подходе к детям. «Надо внимательно изучить каждого ребенка… Задача воспитателя – не подгонять своих детей под один образец, не стирать эти индивидуальные черты, а, напротив, правильно развивать их ». И еще: «Каждый ребенок и весь детский коллектив могут хорошо развиваться лишь в том случае, если жизнь в детском саду наполнена интересной творческой деятельностью, дающей возможность детям проявить творческую инициативу, приложить свои разнообразные способности».[3]

То есть мы видим, что большое внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому ребенку, учитываются его особенности, а детская инициатива приветствуется.

Хочется привести еще одну статью – из №11-12 за ноябрь-декабрь 1940 года. Педагог О.В. Чеодаева пишет о разговоре воспитателя с детьми. Она указывает, что разговор с ребенком помогает воспитателю завоевать доверие и симпатию ребенка, наладить с ним близкие, дружеские отношения, благодаря чему облегчается влияние воспитателя на ребенка. О.В. Чеодаева приводит пример, когда разговор воспитателя с застенчивой девочкой Галей помогает ребенку войти в новый для нее детский коллектив, как лаской и терпение можно завоевать доверие ребенка. Это говорит нам о том, что педагоги того периода понимали, что индивидуальные особенности детей учитывать необходимо.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в начале 1930-х годов ХХ века деятельность детских садов подчинялась методическим документам этого периода, что видно из статей, опубликованных в журнале «Дошкольное воспитание». Характерными особенностями являются: недооценка роли воспитателя в жизни детей, неучет индивидуальных особенностей воспитанников, практически отсутствие детской самостоятельности.

К концу 30-х началу 40-х годов картина меняется. Мы видим, что педагоги понимают значение детской инициативы, самостоятельности. Роль воспитателя в жизни ребенка возрастает, ведь зная особенности того или иного ребенка, педагог быстрее и эффективнее найдет к нему подход.

Изучение историко-педагогической литературы 20-30-х годов ХХ века позволило нам сделать следующие выводы. Становление системы общественного дошкольного воспитания в 20-30-х годах ХХ века, с одной стороны, опиралось на дореволюционный опыт работы дошкольных учреждений, с другой стороны, развивалось под влиянием новой идеологии. Мы видим этому много подтверждений.

Самым первым в России "детским садом" было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович(1840-1933), которое она открыла в 1866 году в Петербурге. Заведение принимало детей 3-8лет, "сад" был платным, в программе ее "сада" были придуманные ею подвижные игры, конструирование и даже курс родиноведения.

Также А.С.Симонович начала издавать специальный журнал "Детский сад", посвящённый вопросам дошкольного образования. Симонович считала, что до 3 лет дети должны получать воспитание в семье при активном участии матери, а в возрасте от 3 до 7 лет семье должен помогать детский сад. Рассматривая детский сад как "связывающее звено между семьей и школой", она полагала, что он должен готовить детей к школьному обучению. По ее мнению, занятия в детском саду должны иметь характер игры. В апреле 1919 г. состоялся I Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, который должен был раскрыть сущность основных программных требований, касающихся общественного воспитания. В докладе Д. Л. Лазуркиной «Задачи социального воспитания в связи с новыми формами общественной жизни» были выдвинуты следующие положения, которые должны были лечь в основу педагогической работы учреждений по дошкольному воспитанию: дошкольное воспитание должно воспитывать граждан Советской республики, будущих членов коммунистического общества, а школа и дошкольные учреждения смогут правильно воспитывать детей при условии повседневной связи воспитания с жизнью, интересами и требованиями нового общественного строя.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Организация эксперимента по формированию лексико-грамматических конструкций в группе ОНР
После двухнедельного обследования, заполнения речевых карт, определения задач и методов коррекционного обучения, составления перспективного плана логопед приступил к проведению занятий фронтальных (подгрупповых) и индивидуальных. Занятия проводил по формированию лексико-грамматических средств языка ...

Ценности воспитания и образования
Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. В определении цели воспитания главенствующую р ...

Разработка урока теоретического обучения
В результате определения предметно-познавательной деятельности учащихся, конкретизации цели, а также выбором средств и методов обучения мной был разработан и методически обеспечен урок теоретического обучения. Тема урока: «Виды баз данных». Цель урока: 1) Обучающая - сформировать знания о видах баз ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru