Отражение нормативных документов в деятельности детских садов в 30-е годы ХХ века

Актуально о образовании » Педагог и ребенок в системе дошкольного воспитания 20-30-х годов ХХ века » Отражение нормативных документов в деятельности детских садов в 30-е годы ХХ века

Страница 3

То есть мы видим, что был сделан упор на требования нового строя, новую идеологию. И если раньше много внимания уделялось играм детей, лепке, рисованию, рассказыванию сказок, пению, то к 30-м годам детская самостоятельность сводилась практически к минимуму, свободное время занимала не игра, а посильный детский труд. Выбор деятельности для ребенка исходил от воспитателя, а он, в свою очередь, подчинялся Программе, так называемым «организационным моментам».

Как показано в работе, первым программным документом была "Инструкция по ведению очага и детского сада" (1919 г.).

Центральное место в этом документе занимали вопросы организации обстановки, обеспечивающей проявление детской активности и инициативы. "Инструкция ." рекомендовала проводить разнообразные занятия: рисование, лепку, разнообразный ручной труд, вырезывание, пение, беседы, уход за растениями и животными, свободные и организованные игры детей и т. д. Все занятия должны объединяться идеей индивидуальности, самостоятельности, трудового творческого начала, общения с природой. Внутреннее содержание должно определяться в свободной работе-игре.

В 1930 г. были изданы “Материалы к работе дошкольных учреждений в городе”, в которых рекомендовались “стабильные организующие моменты”, обязательные для всех дошкольных учреждений. Они лишали воспитателей возможности планировать работу с учетом местных условий, данных изучения детей и анализа воспитательной работы. От детей требовалось “активное участие в социалистическом строительстве”, политехническое воспитание в дошкольном возрасте рассматривали как “вовлечение детей в общественно-производственную жизнь страны”. Имело место перенесение форм и методов работы со взрослыми в работу с детьми.

В 1932 году был издан первый проект программы работы дошкольных учреждений. Он состоял из двух частей: I — по видам деятельности детей и II — по “организующим моментам”.

I часть включала следующие разделы: 1. Общественно-политическое воспитание в дошкольном учреждении; 2. Трудовое воспитание; 3. Физическое воспитание; 4. Музыкально-двигательная работа; 5. Изобразительная деятельность;

6. Математика; 7. Грамота. II часть программы — так называемые “организующие моменты”— представляла собой основу для планирования. Для каждой возрастной группы было предусмотрено на год 16 “организующих моментов”, продолжительностью от 12 до 25 дней, в зависимости от объема.

Каждый "организующий момент" включал в себя следующее:

-методическую записку, в которой конкретно перечислялось, какие сведения из всех разделов программы "по видам деятельности" должны прорабатываться в данный период времени;

-содержание работы по конкретному "оргмоменту" (беседы, пение);

-текущая программная работа и ее продолжительность;

-общественно-педагогическая работа, включавшая в себя беседы для родителей, консультации, контакты со школой и т. д.

Это была первая попытка определить задачи и объем содержания работы с детьми как для детского сада в целом, так и по каждой возрастной группе. Изучение этого вопроса показало, что в программе недостаточно учитывались возрастные особенности и возможности детей, она была перегружена познавательным материалом, особенно "Общественно-политическое воспитание", не отводилось должного места игре и развитию речи, тематика организующих моментов и длительность их проработки одинаковы для всех групп, что свидетельствует о недостаточном учете возможностей и интересов детей разных возрастов.

В 1934 г. Народным Комиссариатом просвещения РСФСР были приняты новые программы и внутренний распорядок детского сада. Эти программы включали следующие разделы: общественное воспитание; физическое воспитание; игры (методические указания о содержании и организации игры по возрастам); художественное воспитание; рисование, лепка и трудовые занятия; развитие детской речи и занятия с книгой и картинкой; начатки знании о природе; развитие первоначальных математических представлений и навыков; занятия по чтению и письму.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Сравнительный анализ современных программ по музыке с позиции исследуемой проблемы
Специфика нашей работы обусловлена необходимостью изучить и обобщить передовой опыт отечественных педагогов - музыкантов по проблеме изучения творческого наследия великого финского композитора Яна Сибелиуса в системе школьного музыкального образования. В данной главе мы попытаемся раскрыть содержат ...

Выявление уровня орфографической грамотности и орфографической интуиции учащихся 2 классов
На основе наблюдения и анализа литературы по данной проблеме была спланирована экспериментальная работа, направленная на изучение орфографической интуиции младших школьников. Цель констатирующего эксперимента - исследовать актуальный уровень орфографической грамотности и орфографической интуиции у ...

Влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги
Для того чтобы правильно осуществлять педагогическую работу по ознакомлению детей с книжной графикой как произведением искусства, педагогу следует иметь некоторое представление о том, как иллюстрация влияет на понимание детьми художественного текста книги и об особенностях восприятия детьми разных ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru