Изучив методики обследования различных авторов и выбрав за основу методику Л.Ф. Спировой, мы приступили к логопедическому обследованию детей в группе ОНР, которое проводилось с 1 по 15 сентября.
Логопедическое обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком по 15-20 минут в течение 2-3 дней в просторном, изолированном от шума помещении. В ходе обследования все результаты были зафиксированы в речевой карте. Логопед начал обследование с изучения специальной документации: заключения медико-психолого-педагогической комиссии и медицинской карты ребенка. На этом же этапе логопед изучил анамнестические данные ребенка, которые выяснил из беседы с родителями. Сведения, сообщенные родителями, помогли логопеду разобраться в причине недоразвития речи у каждого ребенка. Из беседы с родителями логопед выяснил особенности раннего физического, психического и речевого развития ребенка. При опросе родителей он предлагал следующие вопросы:
- Когда у ребенка появились гуление, лепет, первые слова и фразы?
- Не прерывалось ли речевое развитие?
- Как протекало физическое развитие ребенка (когда стал держать голову, сидеть, вставать, ходить)?
- Обращались ли они ранее к логопеду?
- Если обращались, то, как долго длились занятия? Их результативность.
Для того, чтобы выявить особенности речевой деятельности ребенка, установить контакт с ним, выяснить его интересы и особенности личности, логопед провел беседу:
- Как зовут тебя?
- Сколько тебе лет?
- Есть ли у тебя брат, сестра? Расскажи о них.
- Где ты живешь? Назови свой адрес.
- Где и как ты отдыхал (а) летом?
- Какая твоя любимая сказка? О чем она?
Все дети вступили в контакт с логопедом. Он обратил внимание на ответы детей. Саша, Игорь и Дима отвечали однословными предложениями. Денис, Рома и Вова пользовались простой фразовой речью.
Для определения общего звучания речи, он предложил ребенку рассказать любимое стихотворение или составить небольшой устный рассказ по картине «Лето в лесу». Во время рассказывания стихотворения логопед установил у детей отклонения, имеющиеся в произношении звуков, общую внятность их речи, ее темп, плавность. Он отметил, что у всех детей нарушено звукопроизношение, речь недостаточно внятная.
Обследование строения и функций артикуляционного аппарата имеет важное значение для определения возможных причин дефекта звуковой стороны речи детей. Логопед провел осмотр органов артикуляции (губ, зубов, челюстей, прикуса, языка, подъязычной связки, твердого и мягкого неба). Он не обнаружил у детей сложных аномалий в строении.
Артикуляционную моторику у детей логопед обследовал, предлагая им следующие задания для:
- нижней челюсти (открыть широко рот; закрыть рот; попеременно открыть – закрыть рот; подвигать нижней челюстью из стороны в сторону);
- губ («Улыбка» с оскалом резцов; попеременно «Трубочка» и «Заборчик» под счет);
- языка (высунуть язык, удержать по средней линии; сделать язык широким («Лопатка»), узким («Иголочка»), попеременно широким – узким; поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы; узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта);
- мягкого неба (покашлять с открытым ртом; произнести звук А с широко открытым ртом).
При выполнении различных артикуляционных упражнений, логопед наблюдал у детей некоторые трудности. В переключении с одного движения на другое затруднялись Саша, Рома, Вова, Дима. Неполный объем движений был у Игоря, Дениса, Вовы. У всех детей снижен темп и плавность выполняемых артикуляционных движений.
В момент обследования общей моторики логопед обращал внимание на общий вид детей, их осанку, походку, особенности бега, выполнение упражнений с мячом. Он проверил умение детей сохранять равновесие (постоять на левой, затем на правой ноге); выполнять упражнение на переключаемость движений (правую руку к плечу, левую на затылок; левую руку на пояс, правую за спину). При обследовании логопед следил за точностью выполнения упражнений, темпом, координацией, переключаемостью движений с одного на другое. Почти все дети неточно выполняли движения. Логопед отметил у них моторную неловкость, слабую переключаемость, неумение ориентироваться в собственном теле и пространстве.
Особенности мелкой моторики у детей логопед выявлял при помощи следующих заданий и упражнений:
- собрать палочки в коробку левой и правой рукой, мозаику, фасоль, пуговицы разного размера;
- сжать пальцы в кулак и разжать;
- зашнуровать «ботинок», нанизать бусинки на леску;
- обвести трафареты животных, геометрических фигур;
- вырезать по контуру домики, цветы, бабочки;
- выполнить пальчиковые упражнения («Коза», «Зайчик», «Пальчики здороваются», «Замочек», «Игра на рояле»).
Денис, Дима и Игорь испытывали трудности при нанизывании бусинок и вырезывании бабочек и цветов ножницами. Практически у всех детей наблюдается нечеткость выполняемых заданий и сниженный темп, а также медленное переключение от одного движения к другому.
Подробно о педагогике:
Отражение нормативных документов в деятельности детских садов в 30-е годы
ХХ века
Как было указано ранее, после III Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию 1924 года, развитие детских учреждений в городе и деревне значительно возросло. Также было принято решение об организации при детских садах вечерних и ночных групп, детских комнат при рабочих клубах, кооперативных дом ...
Исследование уровня развития орфографических навыков младших школьников с
использованием средств ИКТ
Данная экспериментальная работа предполагала в качестве первого этапа исследования выявление актуального уровня развития орфографических навыков учащихся. Эксперимент проводился в Гимназии №2 г. Красноярска. В констатирующем эксперименте мы использовали такие методы исследования, как анализ письмен ...
Выявление уровня сформированности познавательной активности
С самого начала обучения необходимо формировать познавательную активность учеников, что должно стать неотъемлемой чертой обучения младших школьников. Мы считаем, для того, чтобы повысить эффективность познавательной деятельности учащихся необходимо использовать методы работы, назначение которых фор ...