Логопедическое обследование детей в группе ОНР

Страница 1

Изучив методики обследования различных авторов и выбрав за основу методику Л.Ф. Спировой, мы приступили к логопедическому обследованию детей в группе ОНР, которое проводилось с 1 по 15 сентября.

Логопедическое обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком по 15-20 минут в течение 2-3 дней в просторном, изолированном от шума помещении. В ходе обследования все результаты были зафиксированы в речевой карте. Логопед начал обследование с изучения специальной документации: заключения медико-психолого-педагогической комиссии и медицинской карты ребенка. На этом же этапе логопед изучил анамнестические данные ребенка, которые выяснил из беседы с родителями. Сведения, сообщенные родителями, помогли логопеду разобраться в причине недоразвития речи у каждого ребенка. Из беседы с родителями логопед выяснил особенности раннего физического, психического и речевого развития ребенка. При опросе родителей он предлагал следующие вопросы:

- Когда у ребенка появились гуление, лепет, первые слова и фразы?

- Не прерывалось ли речевое развитие?

- Как протекало физическое развитие ребенка (когда стал держать голову, сидеть, вставать, ходить)?

- Обращались ли они ранее к логопеду?

- Если обращались, то, как долго длились занятия? Их результативность.

Для того, чтобы выявить особенности речевой деятельности ребенка, установить контакт с ним, выяснить его интересы и особенности личности, логопед провел беседу:

- Как зовут тебя?

- Сколько тебе лет?

- Есть ли у тебя брат, сестра? Расскажи о них.

- Где ты живешь? Назови свой адрес.

- Где и как ты отдыхал (а) летом?

- Какая твоя любимая сказка? О чем она?

Все дети вступили в контакт с логопедом. Он обратил внимание на ответы детей. Саша, Игорь и Дима отвечали однословными предложениями. Денис, Рома и Вова пользовались простой фразовой речью.

Для определения общего звучания речи, он предложил ребенку рассказать любимое стихотворение или составить небольшой устный рассказ по картине «Лето в лесу». Во время рассказывания стихотворения логопед установил у детей отклонения, имеющиеся в произношении звуков, общую внятность их речи, ее темп, плавность. Он отметил, что у всех детей нарушено звукопроизношение, речь недостаточно внятная.

Обследование строения и функций артикуляционного аппарата имеет важное значение для определения возможных причин дефекта звуковой стороны речи детей. Логопед провел осмотр органов артикуляции (губ, зубов, челюстей, прикуса, языка, подъязычной связки, твердого и мягкого неба). Он не обнаружил у детей сложных аномалий в строении.

Артикуляционную моторику у детей логопед обследовал, предлагая им следующие задания для:

- нижней челюсти (открыть широко рот; закрыть рот; попеременно открыть – закрыть рот; подвигать нижней челюстью из стороны в сторону);

- губ («Улыбка» с оскалом резцов; попеременно «Трубочка» и «Заборчик» под счет);

- языка (высунуть язык, удержать по средней линии; сделать язык широким («Лопатка»), узким («Иголочка»), попеременно широким – узким; поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы; узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта);

- мягкого неба (покашлять с открытым ртом; произнести звук А с широко открытым ртом).

При выполнении различных артикуляционных упражнений, логопед наблюдал у детей некоторые трудности. В переключении с одного движения на другое затруднялись Саша, Рома, Вова, Дима. Неполный объем движений был у Игоря, Дениса, Вовы. У всех детей снижен темп и плавность выполняемых артикуляционных движений.

В момент обследования общей моторики логопед обращал внимание на общий вид детей, их осанку, походку, особенности бега, выполнение упражнений с мячом. Он проверил умение детей сохранять равновесие (постоять на левой, затем на правой ноге); выполнять упражнение на переключаемость движений (правую руку к плечу, левую на затылок; левую руку на пояс, правую за спину). При обследовании логопед следил за точностью выполнения упражнений, темпом, координацией, переключаемостью движений с одного на другое. Почти все дети неточно выполняли движения. Логопед отметил у них моторную неловкость, слабую переключаемость, неумение ориентироваться в собственном теле и пространстве.

Особенности мелкой моторики у детей логопед выявлял при помощи следующих заданий и упражнений:

- собрать палочки в коробку левой и правой рукой, мозаику, фасоль, пуговицы разного размера;

- сжать пальцы в кулак и разжать;

- зашнуровать «ботинок», нанизать бусинки на леску;

- обвести трафареты животных, геометрических фигур;

- вырезать по контуру домики, цветы, бабочки;

- выполнить пальчиковые упражнения («Коза», «Зайчик», «Пальчики здороваются», «Замочек», «Игра на рояле»).

Денис, Дима и Игорь испытывали трудности при нанизывании бусинок и вырезывании бабочек и цветов ножницами. Практически у всех детей наблюдается нечеткость выполняемых заданий и сниженный темп, а также медленное переключение от одного движения к другому.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Культура мышления
Культура мышления – это результат целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получить эффективные решения проблемных ситуаций [43]. Воздействие на субъект выполняет система образования. Образование должно стать обучением искусству пользоваться знания ...

Характеристика понятия «оздоровительный фитнесс»
Актуальность. Современные тенденции в мировом оздоровительном движении сопровождаются появлением новых терминов и понятий в сфере этого социокультурного феномена. Одним из таких понятий является «фитнесс», получивший за последнее десятилетие широкое распространение. Фитнесс – это оптимальное качест ...

Основные факторы, воздействующие на развитие личности
В научной философии и педагогике не только глубоко и всесторонне раскрыты те факторы и условия, под влиянием которых формируется личность, но и показаны взаимосвязь и механизмы воздействия этих факторов на ее развитие. Ученые обратили внимание, прежде всего на развитие самого общества. Оно возникло ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru