Логопедическое обследование детей в группе ОНР

Страница 3

Для обследования активного словаря у детей, логопед предлагал назвать предметы, изображенные на картинках: крокодил, пылесос, свеча, телевизор, прищепка, перо, сито, лопата.

Затем дети объясняли значение слов: пылесос и холодильник.

В процессе обследования логопед выявлял также наличие в их словарном запасе общих категориальных предметов и предлагал назвать их одним общим словом: свекла, картофель, репа, помидор, огурец, лук, морковь – это … (овощи). Для этого обследования картинки подбирались по следующим темам: игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, дикие и домашние животные, фрукты, транспорт, ягоды, птицы.

При обследовании словаря он проверял, знают ли дети существительные, обозначающие части тела (плечо, подбородок, локоть), части предмета (донышко, носик, крышку у чайника), детенышей животных (ягненок, теленок, поросенок).

Логопед определил, что в словаре детей мало обобщающих слов (транспорт, ягоды, птицы). Они путают диких и домашних животных. При назывании частей чайника Дима и Денис не справились с заданием.

Путем подбора определений к словам, логопед выявлял, как дети пользовались прилагательными. Он разобрал с ними следующие примеры:

«Какое бывает яблоко?» (большое, красивое, круглое, красное).

«Какое бывает лето?» (жаркое, теплое, дождливое).

Затем дети самостоятельно по картинкам подбирали признаки к предметам: шуба, лимон, зима.

Для обследования подбора антонимов к словам, логопед провел игру «Скажи наоборот»: большой – маленький; широкий, длинный, горячий, чистый, толстый, тяжелый.

Все дети испытывали трудности при подборе определений к словам (шуба, лимон, зима), антонимов (тяжелый, толстый), но с заданием справились, используя помощь логопеда.

Для выявления умения употреблять относительные прилагательные, логопед задавал вопросы и уточнял: шарик из ваты (какой?) – ватный шарик; сумка из кожи, стакан из стекла, шуба из меха.

Далее проверял, как дошкольники образовывают притяжательные прилагательные: «Чей хвост? – у волка, у лисы, у зайца» (волчий, лисий, заячий).

Практически у всех детей наблюдались ошибки в образовании относительных и притяжательных прилагательных (кубик из пластмассы – «пластмассный»; у зайца – «зайкин хвост»; у лисы – «лисы хвост»). Саша и Дима затруднились с ответом.

После этого логопед исследовал глагольный словарь детей:

- Что делают? – врач, повар, садовник.

- Как передвигаются? – щука, ласточка, змея.

- Как подает голос? – утка, мышь, лошадь.

В ходе обследования логопед выявлял умение детей определять число глаголов. Для этого он использовал пары сюжетных картинок: «Девочка сидит. – Девочки сидят. Мальчик играет. – Мальчики играют».

Вова и Саша испытывали незначительные трудности в определении числа глагола. Остальные дети медленно выполняли задание.

Для того чтобы выявить особенности произношения каждого из нарушенных звуков. Логопед детально их обследовал по классической методике. Он выявил, как ребенок произносил проверяемый звук сначала изолированно, затем в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), словах (звук в начале, середине, конце слова), предложениях, в связной речи. Для проверки произношения звуков, логопед использовал картинный материал[45].

Обследование звуков логопед проводил по фонетическим группам:

- гласные: а, о, у, э, и, ы;

- согласные:

свистящие, шипящие, аффрикаты (с, с’, з, з’, ц, ш, ж, ч, щ);

сонорные (р, р’, л, л’, звук i(йот));

глухие и звонкие( п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж) в мягком и твердом звучании; фрикативный звук х.

По результатам обследования логопед отметил в произношении дошкольников замены, отсутствие, перестановки, искажение и смешение звуков, которые представлены в таблице № 1 «Нарушения всех компонентов речевой системы».

Затем логопед обследовал фонематический слух детей. Он называл сочетания слогов, а ребенок повторял за ним:

са-ша да-та-да

ба-па тя-ча-тя

да-та ша-ша-са

После этого обследуемый ребенок произносил слова (кот-год-кот, том-дом-том, мишка-миска-мишка), называл картинки, которые лежали на столе, и объяснял их значение (почка-бочка, корка-горка, трава-дрова).

Затем логопед перешел к определению у детей умения выделять:

- ударный гласный вначале слова (аист, утка, осы);

- последний согласный звук в конце слов (мак, дом, палец, нос).

Логопед выявил, что у всех детей снижен фонематический слух.

Слова сложной слоговой структуры логопед обследовал с помощью картинок (свисток, помидоры, милиционер, аквариум, универмаг, скворечник, подснежник) и произнесения за логопедом предложений: «Мальчик слепил снеговика. Водопроводчик чинит водопровод. Экскурсовод проводит экскурсию».

Все дети испытывали трудности при произнесении слов сложной слоговой структуры и предложений.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Взаимодействие субъектов образовательного процесса в диагностико-коррекционной работе
Содержание учебного материала Психолого-медико-педагогическая консультация (комиссия), её роль в предупреждении и коррекции отклонений в развитии и поведении ребёнка. Школьный консилиум – рабочий орган взаимодействия педагогов и специалистов, участвующих в диагностико-коррекционной работе с детьми ...

Концепция воспитательной системы С.Т.Шацкого
С.Т. Шацкий принадлежал к педагогам, для которых теория и практика были неразрывно связаны между собой и дополняли друг друга. Он утверждал, что нельзя пропагандировать идею, предварительно не проверив на практике ее ценности, жизненной эффективности. Поэтому на всей деятельности Шацкого лежит печа ...

Творческие задания как средство развития письменной речи
То, что каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития, общеизвестно и не требует особых доказательств. Для учителя важно знать эти особенности. А главное уметь их учитывать и целенаправленно использовать для максимального раскрытия возможностей и всест ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru