- Попугайчик что делает сейчас? (клюет, прыгает, поет).
- А что попугайчик делал вчера? ( клевал, прыгал, пел).
Далее логопед просил дошкольников придумать с названными словами-действиями предложение. Что делал попугайчик? (Попугайчик клевал корм в кормушке. Попугайчик прыгал по клетке).
Для повторения грамматических конструкций существительное+глагол в единственном и множественном числе, логопед показывал сюжетные картинки, а дети их называли:
самолет летит – самолеты летят
белка прыгает – белки прыгают
лодка плывет – лодки плывут
мальчик рисует – мальчики рисуют
После этого дошкольники без наглядной опоры называли эти же фразы, но в прошедшем времени. Логопед задавал им вопросы : что делал(а)? что делали?. Дети отвечали:
самолет летел – самолеты летели
белка прыгала – белки прыгали
лодка плыла – лодки плыли
мальчик рисовал – мальчики рисовали
Затем дошкольники составляли предложения с изученными фразами (Лодка плыла по реке. Белки прыгали по деревьям. Самолет летит в небе. Мальчики рисуют картину).
Логопед усложнял детям задание: закончить предложение, называя слова-действия в соответствующей форме:
На крыльце кошка (что делает?)….сидит.
На крыльце кошка (что делала?) …сидела.
В небе аист (что делает?) … летит.
В небе аист (что делал?) … летел.
В конце I периода обучения логопед провел закрепляющее занятие в рамках лексической темы : «Игрушки».
Тема: «Глаголы прошедшего времени мужского и женского рода единственного и множественного числа».
Цели:
1. Закрепление понимания мужского и женского рода существительных.
2. Практическое употребление глаголов прошедшего времени в единственном и множественном числе.
3. Составление простых предложений.
4. Развитие внимания, мышления.
Оборудование: игрушки: самолет, голубь, жук, вертолет, бабочка, муха, стрекоза, сорока; конверты с разрезными картинками; кукла Незнайка.
Ход занятия:
I.Оргмомент.
Дети взяли по одной игрушке, лежащей на столе, называли её и садились на место.
II.Введение в тему.
1. Логопед просил детей назвать те игрушки, про которые можно сказать «он» (самолет, голубь, жук, вертолет); «она» (бабочка, муха, стрекоза, сорока).
2. Логопед уточнял, какие действия могут выполнять все эти игрушки(летать).
Дети отвечали на вопросы, называя каждый свою игрушку и слово-действие:
Бабочка что делает? … (летает).
Самолет что делает? … (летает).
Бабочка что делала? … (летала).
Самолет что делал? …. (летал) [50].
III. Физминутка.
Логопед раздал ребятам бумажные самолетики. Дети ходили по кабинету, изображая летящие самолеты. По команде логопеда: «Летит!», дети отвечали: «Самолет летит». По другой команде: «Летят!» - соответствующий ответ: «Самолеты летят».
При этом дети шагали ритмично, проговаривая стихотворение:
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме!
IY. Закрепление материала.
1. В гости к детям пришел Незнайка и принес конверты с разрезными картинками. Дети собирали их и составляли по ним предложения:
Собака лежит на траве.
Девочка играет с куклой.
Мальчики собирают пирамидку.
Незнайка задал вопросы:
Что делала собака? (Собака лежала на траве).
Что делала девочка? (Девочка играла с куклой).
Что делали мальчики? (Мальчики собирали пирамидку).
Дети проговаривали новые предложения.
2. Незнайка провел игру «Кто самый внимательный?»
Он произносил: кошка мяукает; едем на машине; ягоды краснели; собака лает; самолет летит; утки плавали; мы хлопали в ладоши.
Дети хлопали в ладоши, когда слышали слова-действия, происходившие давно.
Y. Итог занятия.
Логопед задавал детям вопросы:
- Чем вы занимаетесь в детском саду? (Рисуем, поем, играем, танцуем, бегаем…)
- Дети, что вы делали сегодня утром? (Мы умывались, заправляли постели, завтракали, одевались …).
Во II периоде обучения логопед усложнил работу с глаголами. Он учил детей изменять формы глаголов III лица единственного числа на форму I лица единственного и множественного числа (он идет – я иду – мы идем).
С помощью игры «Он и мы» дошкольники учились преобразовывать формы глаголов III лица единственного числа в форму I лица множественного числа. Среди детей логопед выбирал ведущего. Ведущий называл слова-действия, а остальные дети говорили эти же слова, используя другое лицо глагола:
Подробно о педагогике:
Понятие школьной зрелости и готовности к школьному обучению
Когда ребенок достигает возраста 6-7 лет, многие родители начинают задавать себе вопросы, связанные с его поступлением в школу. Что делать, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был самым хорошим, лучшим учеником в классе? В связи с этими многочисленными вопросами в психологии ...
Концепции проблемного обучения, психологические условия
организации проблемного обучения
Поскольку традиционное обучение во многом не отвечает современным требованиям, существует объективная необходимость применения новых методов обучения, которые позволяют формировать творческих знающих специалистов, способных самостоятельно решать сложные профессионально-производственные и научные пр ...
Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования
Учебно-познавательная деятельность человека с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных, применяемых в обучении нормально развивающихся детей средств. Поэтому необходимо применение специфических приемов и средств обучения и воспитания. Люб ...