Анализ фортепианных пьес Яна Сибелиуса

Страница 2

№ 4 "Аквилегия" Эта пьеса так же привлекает внимание своей романтической темой, подчеркнутой ля бемоль мажорной тональностью, звучащей свежо даже чуточку ароматно. Пьеса трехчастна с темой вступления. Сибелиус во вступлении использовал на первый взгляд не совсем удобное перекрестное движение рук, когда тема звучит в низком регистре, а аккомпанемент в верхнем. Поиграв вступление несколько раз руки быстро привыкают к скрещенному движению и исполнение становится очень удобным (нотный пример вступления).

В целом в пьесе чрезвычайно удобная фактура для исполнения.

Основная тема песенная, нежная. Сибелиус использует в звучании темы сопоставление параллельных тональностей. As-dur - f-moll заканчивающееся неожиданным до мажорным арпеджио, которое плавно переходит в звучание мелодической восходящей секвенции, построенной на нисходящем мотиве - вздохе: приводящем нас к прерванному обороту Д7 - 4 ступень. (нотный пример три такта последней строчки).

Затем основная тема повторяется в верхнем регистре, словно композитор переводит наш взгляд вверх и мы с умилением рассматриваем верхние лепестки цветка - нежные и красивые, удивляемся природному волшебству. В средней части настроение меняется, появляются взволнованные мотивы, повторы в левой руке, небольшое отклонение в Des-dur, тревожное короткое арпеджио левой руки вновь приводят нас к до мажорному арпеджио. И наконец, звучит реприза. В звучании основной темы появляется изумительный хроматический ход в противоположном движении, который наконец разрешает основную тему в тонику. Звучит заключительный раздел, где аркой выстраивается в звучании тема вступления. И только фермата заставляет нас задуматься о том - какие чудеса рождает природа! Последние четыре такта звучат как монолог автора: "Вот такой этот необычный цветок" (нотный пример последних четырех тактов).

Пять пьес ор 75 (1914-1919гг.) - "Деревья" - один из лучших образцов чувствительного восприятия композитора, который признавался, что деревья говорят с ним, и у каждого дерева свои мысли, чувства, история.

№ 1 "Когда цветет рябина" - взволнованно-лирическое вступление в цикле в духе П.Ч. Чайковского.

№ 2 "Одинокие сосны" Создает впечатление абсолютной стойкости, как символ стойкости Финляндии против ледяного ветра с востока.

№ 3 "Осина" дышит загадочностью импрессионизма.

№ 4 "Береза" - любимое дерево финнов.

№ 5 "Ель" один из бесспорных "хитов" Сибелиуса.

Подробнее рассмотрим пьесы №4, №3, №5

№ 4 "Береза" написана в двух частной форме, первая часть Es-dur, вторая часть Des-dur.

Оригинальная тональность в миксолидийском ладу. Первая часть - аккордовая фактура, размер две четверти, чередование аккордов в левой руке подчеркивает и напоминание нам покачивания березы. Основная тема в сопрано - регистре напоминает мелодию народной песенности - звучная, ритмичная, активная, за счет штриха staccato с акцентами, подчеркнутая четвертными длительностями звучит дважды и рисует в воображении ствол дерева:

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Теоретические и методологические основы аналитико-синтетического методаобучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыминарушениями речи
Тяжёлые нарушения речи, причины, классификация Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым за ...

Образование категорий притяжательных местоимений
Усвоив практическое употребление существительных единственного и множественного числа и глаголов настоящего и прошедшего времени в речи детей, логопед продолжил работу над грамматическими конструкциями. Он учил детей использовать в речи притяжательные местоимения (мой, моя, мои) в сочетании мужског ...

Учебно-методические комплексы по лыжной подготовке для детей среднего дошкольного возраста
Учебно-методический комплекс – это совокупность всех Учебно-методических документов (планы, программы, учебные пособия) представляющих собой проект системного описания Учебно-воспитательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике: является дидактическим средством управления под ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru