Вопросы художественно-эстетического воспитания школьников

Актуально о образовании » Музыкально-художественное оформление внеклассных мероприятий » Вопросы художественно-эстетического воспитания школьников

Страница 1

Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества. В этом плане к нему относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу. Искусство выступает прежде всего как специфический (образный) способ познания действительности. Оно творит воображаемые "миры", более или менее близкие к миру реальному. Произведение искусства представляет собой всегда и духовный образ - модель жизни, и материальную конструкцию - звуковую, пластическую, цветовую, словесную и т. д.

Таким образом, искусство представляет собой сложную систему качеств, сопряженных познавательной, оценочной, созидательной (духовно и материально) и знаково-коммуникативной функциями. Благодаря этому искусство выступает и как средство общения людей и как орудие их просвещения, обогащения их знаний о мире и о самих себе, и как способ воспитания человека на основе той или иной системы ценностей, и как источник высоких эстетических радостей.

Все эти функции искусства оказывают художественное воздействие на человека. Иногда одна из них выходит на первый план, приобретая главенствующее значение.

Эстетическая функция (ценность “красота”) искусства заключается в гармонии, единстве трех ценностных сторон: содержательности, совершенстве формы, красоте средств выражения.

Как трактовать сегодня известное изречение Ф. Достоевского “красота спасет мир?”. Бесспорно, оно формулирует этико-эстетический идеал, однако недостижимый. Реальность, на наш взгляд, заключается в том, что красота не спасет мир, но и мир без красоты не спасется. Красота – это тот необходимый баланс на чаше весов добра и зла, который удерживает человечество от “падения”, а где-то способствует продвижению прогресса, при этом одной красоты для спасения мира отнюдь не достаточно.

Потребность в музыке, художественной деятельности - отправная точка формирования эстетического отношения ребёнка к музыкально-художественному искусству. Развитые эстетические эмоции являются показателем развития индивидуальной культуры.

Высокую воспитательную роль искусства видел И.Кант, но не только с точки зрения нравов. Изящные искусства и науки, как пишет Кант в “Критике способностей суждения”, не делают людей нравственно лучше, но делают их культурнее, а став культурнее, человек более руководствуется властью разума, чем чувственными наклонностями, закаляются его душевные силы в борьбе со злом, и, таким образом, он способен чувствовать свою пригодность к высшей цели, которая от нас сокрыта. Личностно - преобразующая функция искусства заключается в многогранности её “ролей” и определяет ее сверхфункцию – преобразующую, воспитательную, обогащающую духовный мир человека, в которой все же доминирует эстетически-ценностная сторона, включающая и опосредующая все другие функции.

В данной работе в большей мере раскрываются эстетическая и личностно - преобразующая функции искусства, ориентированные на развитие эмоциональной отзывчивости у школьников в процессе художественного творчества и взаимодействия с произведениями музыкальной культуры (восприятие и исполнительская деятельность).

Художественно-эстетическое образование призвано готовить подрастающее поколение к личностной ориентации в современном мире. Сегодня необходимо утвердить в педагогической науке понимание существования сферы художественного познания жизни.

Цель музыкально-эстетического и художественного воспитания - сформировать художественную музыкальную культуру - достигается решением трех взаимосвязанных задач, реализующихся в процессе формирования и развития эмоциональной отзывчивости ребенка:

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru