Вопросы художественно-эстетического воспитания школьников

Актуально о образовании » Музыкально-художественное оформление внеклассных мероприятий » Вопросы художественно-эстетического воспитания школьников

Страница 3

Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.

Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания и обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки, и т.д. Эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека.

“Вообще под эстетическим воспитанием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможности наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки” – говорил А.В. Луначарский.

В музыкально-художестенной деятельности дети овладевают навыками слушания музыки и чувственного видения художественного образа, у них формируется художественный вкус; в изобразительной деятельности – умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные и общие свойства. Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.

Эстетическое воспитание утверждает эстетический идеал, понимание прекрасного, развивает эстетический вкус, творческие способности вносить прекрасное в жизнь, строить ее « .также и по законам красоты». Прекрасное в жизни - и средство, и результат художественно - эстетического воспитания. Образование, сочетая в себе фундаментальную общенаучную и специальную подготовку с духовным, художественно-эстетическим и нравственным, гражданственным развитием личности должно принципиально изменить место и роль духовного и художественно-эстетического образования.

В разработке теории и практики эстетического воспитания особенно ощутимый вклад внесли своим научно – педагогическим творчеством классики педагогики А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Новаторство их педагогических систем состоит прежде всего в том, что они направлены на максимальное развитие духовно – нравственных и творческих сил ребёнка.

Ребёнок может понимать доброту и человечность поступков героев художественных произведений. Но, кроме понимания и сочувствия доброте и гуманизму, в нём должна быть выработана привычка быть добрым и человечным, заботливым и внимательным.

Естественно, что эстетическое развитие только тогда полноценно, когда учащийся ориентируется на подлинные духовные и эстетические ценности, созданные человечеством. Школьник с сильной волей, характером, стремлением к лидерству, но обладающий ложными представлениями о подлинных художественно - эстетических ценностях, оказывает порой на своих сверстников большее влияние, нежели коллектив педагогический, коллектив одноклассников или семья.

Нельзя забывать, что любое общественное явление обладает одновременно эстетическим и этическим значением. Нравственное и прекрасное издавна мыслятся как некое органическое единство. С гуманистической точки зрения, прекрасным является то, что нравственно, морально, что возвышает и облагораживает человека, а нравственное не может быть признано морально – добрым, если оно внутренне не связано с прекрасным. Единство этической и эстетической сфер педагогу постоянно нужно держать в поле зрения.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Содержание работы по формированию у детей временных представлений
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличи ...

Использование дидактических игр в начальном образовании
Всем хорошо известно, что начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Дети шести – семи лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации в школе. У ребенка происходит смена ведущей деятельности: до обучения в школе дети заняты преимуществен ...

Перспективные направления развития системы детского дошкольного образования в г. Зеленогосрке
В г. Зеленогорске, как и по России в целом, медленно, но начался рост рождаемости. Это означает, что уже в ближайшее время численность детей соответствующего возраста увеличится. В результате общество может столкнуться с проблемой неадекватности существующей сети детских садов потребностям населени ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru