Вопросы художественно-эстетического воспитания школьников

Актуально о образовании » Музыкально-художественное оформление внеклассных мероприятий » Вопросы художественно-эстетического воспитания школьников

Страница 3

Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.

Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания и обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки, и т.д. Эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека.

“Вообще под эстетическим воспитанием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможности наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки” – говорил А.В. Луначарский.

В музыкально-художестенной деятельности дети овладевают навыками слушания музыки и чувственного видения художественного образа, у них формируется художественный вкус; в изобразительной деятельности – умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные и общие свойства. Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.

Эстетическое воспитание утверждает эстетический идеал, понимание прекрасного, развивает эстетический вкус, творческие способности вносить прекрасное в жизнь, строить ее « .также и по законам красоты». Прекрасное в жизни - и средство, и результат художественно - эстетического воспитания. Образование, сочетая в себе фундаментальную общенаучную и специальную подготовку с духовным, художественно-эстетическим и нравственным, гражданственным развитием личности должно принципиально изменить место и роль духовного и художественно-эстетического образования.

В разработке теории и практики эстетического воспитания особенно ощутимый вклад внесли своим научно – педагогическим творчеством классики педагогики А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Новаторство их педагогических систем состоит прежде всего в том, что они направлены на максимальное развитие духовно – нравственных и творческих сил ребёнка.

Ребёнок может понимать доброту и человечность поступков героев художественных произведений. Но, кроме понимания и сочувствия доброте и гуманизму, в нём должна быть выработана привычка быть добрым и человечным, заботливым и внимательным.

Естественно, что эстетическое развитие только тогда полноценно, когда учащийся ориентируется на подлинные духовные и эстетические ценности, созданные человечеством. Школьник с сильной волей, характером, стремлением к лидерству, но обладающий ложными представлениями о подлинных художественно - эстетических ценностях, оказывает порой на своих сверстников большее влияние, нежели коллектив педагогический, коллектив одноклассников или семья.

Нельзя забывать, что любое общественное явление обладает одновременно эстетическим и этическим значением. Нравственное и прекрасное издавна мыслятся как некое органическое единство. С гуманистической точки зрения, прекрасным является то, что нравственно, морально, что возвышает и облагораживает человека, а нравственное не может быть признано морально – добрым, если оно внутренне не связано с прекрасным. Единство этической и эстетической сфер педагогу постоянно нужно держать в поле зрения.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Младшие школьники «группы риска»
К детям «группы риска» относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии (олигофрены), дети с психопатоподобным поведением и многие другие. К данной категории можно отнести и леворукого ребенка, дете ...

Диагностика уровня успешной социализации младшего школьника
Цель нашей работы: выявить, какие стили семейного воспитание влияют на успешную социализацию младшего школьника. Для выяснения уровня социализации младших школьников в данном классе, мы провели тест учителя (классного руководителя). Учитель характеризовал всех учеников по 10 критериям (см. приложен ...

Содержание внеклассных занятий по русскому языку
Одним из нейтральных вопросов организации внеклассной работы по русскому языку является определение ее содержания. В соответствии с принципом связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого по программе. Наряду с этим на вне ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru