Влияние стиля общения учителя на общение младших школьников

Страница 3

К 5-7 годам под влиянием общения со взрослыми складывается особый тип взаимоотношений, названный внеситуативно-личностным. Ребёнок и взрослый вступают в партнёрские отношения не по поводу предметов и действий с ними, а поводу личностных проявлений людей. Ребёнка интересует широкий мир общечеловеческих ценностей, суждения, оценки, мнение взрослого.

Дети от 6 до 7 лет нуждаются в особом внимании. Познавательное развитие ребёнка позволяет ему стать учеником, а личностное развитие свидетельствует о том, что психологически он всё ещё остаётся дошкольником. Ребёнок всё ещё ждёт от взрослого похвалы и одобрения, да и сам себя оценивает завышено, но взгляд взрослых, самооценка совершенно адекватна задачам личностного развития. Смысл её в особой активности и смелости, в стремлении к экспериментированию с миром, в позитивном самоощущении, жизнерадостности, эмоциональном принятии себя.

В период с 7 до 10 лет по данным педагогов, психологов, врачей резко наступают различные трудности в развитии. Младшие школьники зачастую теряют присущую дошкольникам эмоциональную активность, жизнерадостность, испытывают трудности в общении и поведении. Достаточно типичными становятся снижение самооценки, проявление тревожности, неуверенности, страха и многие другие проявления психоэмоциональной неустойчивости.

Общение со взрослым не должно сводиться лишь к передаче тех или иных знаний, инструкций, норм, правил. В пространстве "надо" и "должно" не остаётся места для личной инициативы, творчества, собственного поиска. Давление учителя может обратиться подавлением личности, повлечь за собой психологические проблемы и трудности.

Ребёнок младшего школьного возраста стремиться получить от взрослого одобрения своих достижений, отвечающих социальным ожиданиям.

В этот период происходит насыщение мотивов поведения и деятельности новым социальным содержанием. Особое место начинают приобретать учебные мотивы установления отношений со взрослыми и сверстниками по поводу учебной деятельности со всеми её составляющими становится во главу угла в притязаниях ребёнка младшего школьного возраста. Это находит своё выражение в отношениях ребёнка с учителем.

В школе между учеником и учителем складывается особый тип взаимоотношений. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию ребёнка. Он посредник знаний, в функции которого входит передача достижений культуры опыта человечества ребёнку.

Кроме того, учитель является реальным носителем общественных требований к ребёнку как ученику. Совместное участие в учебной деятельности порождает новый тип взаимоотношений; учитель опрашивает – ученик должен понять и выполнить, учитель оценивает – ученик принимает как должное. При этом ребёнок ориентирован на то, чтобы соответствовать ожиданиям учителя и быть им признанным.

Ребёнок, побуждаемый взрослым, начинает стремиться к развитию навыков самоконтроля и самооценки.

Смена места в стиле общественных отношений – переход в позицию ученика, школьника – создаёт ситуацию психологической открытости ребёнка. И без того доверяющий взрослому, в новой для него жизненной ситуации ребёнок с готовностью принимает требования учителя. При этом ребёнок не присваивает бездушно и бесчувственно новые для него правила, а испытывает меру допустимости, возможности нарушать эти правила, избегать их выполнения или вступать с учителем в дискуссию.

Вместе с тем развитие личности осуществляется в ходе осознания человеком себя и своих возможностей. Для этого учителю нужно помогать учащимся в развитии самопознания, в овладении средствами самопознания и саморегуляции.

В обучении младшего школьника мало места остаётся для личностного общения со взрослыми, а также недостаточно учитывается предшествующий эмоционально окрашенный личностный опыт ребёнка, в том числе и психологический, его понятия и представления. Все эти обстоятельства могут создавать трудности в процессе общения с учителем.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Соотношение наглядности и моделирования в обучении
В связи с активным использованием моделирования в образовательных учреждениях особенно остро встает вопрос о соотношении наглядности и моделирования в обучении. Обе проблемы тесно связаны между собой, поскольку и моделирование, и наглядность имеют общую цель - выделение главного, существенного в из ...

Интенсивное обучение – определение понятия
За последние годы достигнуты многообещающие результаты в практике интенсивного обучения иностранным языкам самого различного контингента учащихся. Интенсивные методы осмысливаются как оптимальная реализация некоторых прогрессивных тенденций в общей педагогике и психологии, в частности, в контексте ...

Последствия домашнего насилия для развития ребенка
Физическое насилие – это преднамеренное применение физической силы, с целью нанесения физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии. Признаки фи ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru