Влияние стиля общения учителя на общение младших школьников

Страница 3

К 5-7 годам под влиянием общения со взрослыми складывается особый тип взаимоотношений, названный внеситуативно-личностным. Ребёнок и взрослый вступают в партнёрские отношения не по поводу предметов и действий с ними, а поводу личностных проявлений людей. Ребёнка интересует широкий мир общечеловеческих ценностей, суждения, оценки, мнение взрослого.

Дети от 6 до 7 лет нуждаются в особом внимании. Познавательное развитие ребёнка позволяет ему стать учеником, а личностное развитие свидетельствует о том, что психологически он всё ещё остаётся дошкольником. Ребёнок всё ещё ждёт от взрослого похвалы и одобрения, да и сам себя оценивает завышено, но взгляд взрослых, самооценка совершенно адекватна задачам личностного развития. Смысл её в особой активности и смелости, в стремлении к экспериментированию с миром, в позитивном самоощущении, жизнерадостности, эмоциональном принятии себя.

В период с 7 до 10 лет по данным педагогов, психологов, врачей резко наступают различные трудности в развитии. Младшие школьники зачастую теряют присущую дошкольникам эмоциональную активность, жизнерадостность, испытывают трудности в общении и поведении. Достаточно типичными становятся снижение самооценки, проявление тревожности, неуверенности, страха и многие другие проявления психоэмоциональной неустойчивости.

Общение со взрослым не должно сводиться лишь к передаче тех или иных знаний, инструкций, норм, правил. В пространстве "надо" и "должно" не остаётся места для личной инициативы, творчества, собственного поиска. Давление учителя может обратиться подавлением личности, повлечь за собой психологические проблемы и трудности.

Ребёнок младшего школьного возраста стремиться получить от взрослого одобрения своих достижений, отвечающих социальным ожиданиям.

В этот период происходит насыщение мотивов поведения и деятельности новым социальным содержанием. Особое место начинают приобретать учебные мотивы установления отношений со взрослыми и сверстниками по поводу учебной деятельности со всеми её составляющими становится во главу угла в притязаниях ребёнка младшего школьного возраста. Это находит своё выражение в отношениях ребёнка с учителем.

В школе между учеником и учителем складывается особый тип взаимоотношений. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию ребёнка. Он посредник знаний, в функции которого входит передача достижений культуры опыта человечества ребёнку.

Кроме того, учитель является реальным носителем общественных требований к ребёнку как ученику. Совместное участие в учебной деятельности порождает новый тип взаимоотношений; учитель опрашивает – ученик должен понять и выполнить, учитель оценивает – ученик принимает как должное. При этом ребёнок ориентирован на то, чтобы соответствовать ожиданиям учителя и быть им признанным.

Ребёнок, побуждаемый взрослым, начинает стремиться к развитию навыков самоконтроля и самооценки.

Смена места в стиле общественных отношений – переход в позицию ученика, школьника – создаёт ситуацию психологической открытости ребёнка. И без того доверяющий взрослому, в новой для него жизненной ситуации ребёнок с готовностью принимает требования учителя. При этом ребёнок не присваивает бездушно и бесчувственно новые для него правила, а испытывает меру допустимости, возможности нарушать эти правила, избегать их выполнения или вступать с учителем в дискуссию.

Вместе с тем развитие личности осуществляется в ходе осознания человеком себя и своих возможностей. Для этого учителю нужно помогать учащимся в развитии самопознания, в овладении средствами самопознания и саморегуляции.

В обучении младшего школьника мало места остаётся для личностного общения со взрослыми, а также недостаточно учитывается предшествующий эмоционально окрашенный личностный опыт ребёнка, в том числе и психологический, его понятия и представления. Все эти обстоятельства могут создавать трудности в процессе общения с учителем.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Методические особенности темы «Законы термодинамики. Тепловые двигатели» с применением компьютерных технологий
обучение физика компьютерный информационный Раздел школьного курса физики "Термодинамика и молекулярная физика" ставит своей целью воспитание физического мышления учащихся на основе ознакомления с методами теоретического исследования, применяемыми физикой. Общеизвестно, что метод преподав ...

Эстетическое развитие ребенка
Программа создана на основе многолетних наблюдений за работой детей, которых, без сомнения, можно назвать талантливыми. Мотивация творческих действий таких детей, найденная ими стратегия изобразительной деятельности, их стремления, чувства, озарения и осознания послужили материалом для создания сис ...

Сущность понятия "коммуникативные универсальные учебные действия"
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение пос ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru