Психическая активность – потребность нормального развивающегося ребёнка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; потребность ребёнка в познании самого себя.
Демократический стиль подразумевает полную включенность учителя в состояние класса и каждого отдельного ученика. Многочисленными исследованиями психологов и педагогов показано значение включения в содержание урока так называемых физкультминуток, движений под музыку. Понимание того, что дети должны быть дисциплинированными, и стремление быть дисциплинированными должно вознаграждаться правом ребёнка на отдых.
Императивный стиль дисциплинирует класса в плане подчинения внешнему установленному порядку, дети не разговаривают и сидят неподвижно.
Специальные исследования показали, что сам стиль общения, который свойственен учителю, определяет меру успешности ребёнка в учебной деятельности. В зависимости от стиля общения учителя с классом и с отдельным ребёнком меняется работоспособность и успешность познавательной деятельности, психологической активности ребёнка.
Демократический стиль несёт в себе призыв к сотрудничеству и познавательной активности. Нормативность, облечённая в привлекательную для ребёнка форму доверительного общения по поводу текущего учебного задания, организует его внимание, заставляет работать память и мышление.
Специальные исследование показали, что только демократический стиль создаёт условия для развития психической активности ребёнка.
Социальная активность ребёнка – развивается вместе с его психологической активностью, когда под руководством взрослого раскрывается самосознание ребёнка.
Таким образом, можно сделать вывод, что те качества, которые связаны с волевой сферой, умением сдерживаться, не перебивать других в разговоре, не стремиться всегда быть первым на уроке, в игре нельзя воспитать в узком кругу семьи. Чтобы научиться правилам коллективной жизни, ребенку нужен определенный социально-нравственный опыт, в котором формируются правила общения со взрослыми, со сверстниками. Неумение общаться в классе часто является причиной плохой успеваемости детей.
Задача учителя и заключается в том, чтобы как можно раньше обратить внимание родителей на важность всех этих вопросов, помочь им советами. Особенно тонким и трудным делом является воспитание у ребенка умение правильно общаться со взрослыми. Именно в этой ситуации и играет огромную роль правильный выбор стиля общения учителя с учащимися, т.к. учитель является примером для младших школьников.
Исследования А.Е. Лагутиной показывают, что дети, лишённые близких взрослых, растущие в дефиците общения, не могут в полной мере пережить события собственной жизни [19,81]. Неразделённые никем, неосознанные и не пережитые жизненные ситуации не запоминаются вовсе.
Таким образом, в возрасте от 6 до 10 лет детям необходим взрослый организующий опыт их жизни и помогающий его воспринять и осознать.
В этот период происходит становление личности ребёнка и общение со взрослыми является одним из важнейших условий развития коммуникативной культуры. В период от 6 до 10 лет ребёнок открыт по отношению к существующим в обществе нормативным социокультурным представителям.
Усвоение этических норм и правил, стремление следовать культурным образцам позволяют ему легко, не проявляя критичности и сопротивления "врасти" в ту культуру, в которой он живёт.
Однако для становления личности недостаточно одних лишь знаний и представлений. Ребёнок довольно долго проявляет достаточно заметное между речевым и реальным поведением. Зная правила, не выполняя их, верно оценивая события и героев, ведёт себя импульсивно, порой непредсказуемо.
Развитие личности требует способности к анализу собственного поведения, сдерживания непосредственных импульсов, разрешение внутренних конфликтов. И потому психологи говорят лишь о создании предпосылок личностного развития в этот период жизни. Для того, чтобы такие предпосылки сложились необходимо овладение "общей произвольностью своего поведения" (Л.С. Выгодский), соподчинение мотивов своих действий (А.Н. Леонтьев), а также переживание и эмоциональное принятие тех нравственных норм и правил, которые становятся регуляторами поведения
Подробно о педагогике:
Соотношение наглядности и
моделирования в обучении
В связи с активным использованием моделирования в образовательных учреждениях особенно остро встает вопрос о соотношении наглядности и моделирования в обучении. Обе проблемы тесно связаны между собой, поскольку и моделирование, и наглядность имеют общую цель - выделение главного, существенного в из ...
Методика использования малых форм фольклора в работе с детьми пяти-шести
лет
Основным содержанием работы на занятиях по развитию речи является обучение способам наилучшего использования языковых средств для образного выражения задуманного содержания на основе развития всех сторон речи. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводятся на материале фразео ...
Методика проведения и результаты экспериментальной работы с учащимися
Методы и приемы, помогающие младшим школьникам в усвоении материала, зависят от особенностей каждой группы, поэтому учитель должен постоянно совершенствоваться в методических приемах обучения. Задание творческого характера на уроках трудового обучения Особое место на уроках трудового обучения заним ...