Создание социально-психологического климата в группе

Актуально о образовании » Исследования групповых форм работы на уроках истории » Создание социально-психологического климата в группе

Страница 1

В своей деятельности учитель исходит из некоторых общих положений, выполнение которых обеспечивает эффективность учебного процесса. Речь идет о дидактических принципах. Эти принципы выводятся из целей и задач воспитания и образования подрастающего поколения, из данных теории познания, возрастной и педагогической психологии. Групповая работа содействует осуществления принципа активности и сознательности учащихся при усвоении знаний. Привлечение личного опыта учащихся расширяет наглядную основу обучения и увеличивает прочность приобретаемых ЗУНов. Словом, групповая работа является существенным залогом реализации ряда принципов дидактики.

Как считают исследователи проблем социальной психологии, социальный климат между двумя партнерами возникает в том случае, если они обмениваются существенными для них ценностями. Оба участника одновременно являются и дающей, и получающей стороной.

В процессе обучения учитель передает учащимся различные ценности, представляющие собой обобщенный опыт человечества, фиксированный в самых различных формах. Такая передача может успешно происходить тогда, когда передаваемые общественные ценности воспринимаются учащимися в качестве ценностей, значимых для них лично. Учитель, со своей стороны, должен получить определенную личностную удовлетворенность от своей работы, иначе педагогическая деятельность не может быть эффективной. Опираясь на данные социальной психологии, можно полагать, что для развития личности наиболее благоприятна ситуация относительного равновесия области обмена ценностями, когда каждый ребенок в группе получает возможность в равной степени находится в роли дающего и получающего. Развитие каждой личности вызывает новые потребности.

Исход из этих рассуждений у нас есть основание рассмотреть один из принципов дидактики: взаимное обогащение учащихся на уроке.

Организация учебной работы по этому принципу предполагает применение методов и форм работы, которые позволили бы учащимся вступать в обмен ценностями. Групповая работа предоставляет для этого наилучшую, но не единственную возможность. Немалые возможности для обмена ценностями дают также взаимопомощь и взаимоконтроль, которые нередко используются в наших школах. Можно конечно использовать и разную информированность учащихся.

Принцип взаимного обогащения является не только исходным для применения групповой работы. Он позволяет подойти с новых позиций и к индивидуальной работе. Принцип взаимного обогащения важен для организации всей учебной работы. Но особое значение он имеет для групповой работы.

Помимо всего сказанного, организация групповой деятельности должна создавать оптимальные условия для получения и воспитания личности. Каковы же эти условия и какой должна быть совместная учебная деятельность детей?

Первое такое условие – обеспечение каждому члену группы возможности для активного участия во всех ее делах.

Второе условие – получение богатого и разнообразного опыта общения и совместной деятельности в группах.

Третье условие – использование в группах таких норм и правил взаимодействия, которые ставят интересы детей на первый план.

Четвертое условие – воссоздание в практической деятельности детских групп той социальной реальности, с которой дети, став взрослыми, обязательно должны будут столкнуться. Деятельность развивающихся детских групп следует организовать таким образом, чтобы постепенно готовить детей к взрослой жизни.

Пятое условие – выявление задатков ребенка и превращение их в способности.

Формулируя задачу коллективного воспитания детей, необходимо позаботиться о том, чтобы в нее вошли групповые дела, связанные с решение наиболее сложных жизненных проблем. Детские группы должны создаваться для решения определенных задач и находиться в зоне ближайшего развития ребенка.

Вопрос о развитие детей в группах является сложным и ответственным, поскольку группа может оказывать двойственное, как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Вне общения со взрослыми людьми и другими детьми ребенок вряд ли приобретет нужные ему человеческие качества, следовательно, коллектив ему необходим. Но коллектив может при наделении его большими полномочиями над личностью, препятствовать его дальнейшему росту. Педагог на практике сталкивается, таким образом, со сложной задачей: поправить деятельность коллектива на развитие положительного, а не отрицательного воздействия на личность ребенка.

Для того чтобы этого достичь, детский коллектив должен жить достаточно разнообразной жизнью, применяя различные виды деятельности, которые способствовали бы развитию личности. Понятие социально-психологического климата сегодня прочно утвердилось в психологии и педагогике. Отношение в общем виде определяется как связь субъекта с объектом, как одна из форм отражения человеком окружающей действительности "Отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Классификация методов обучения
Классификации методов обучения позволяют учителю оценить сходство и различие способов преподавания учебного материала и усвоение его учениками, что необходимо знать при выборе методов для решения конкретной дидактической задачи. В соответствии с различными признаками методов существует несколько их ...

Психическое развитие детей дошкольного возраста и его основные линии
Психическое развитие - процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза: процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта. Существуют биологические и социальные факторы психического развития. Новорожденный имеет предпосылки, определяющие его будуще ...

Теоретические и методологические основы аналитико-синтетического методаобучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыминарушениями речи
Тяжёлые нарушения речи, причины, классификация Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым за ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru