Создание социально-психологического климата в группе

Актуально о образовании » Исследования групповых форм работы на уроках истории » Создание социально-психологического климата в группе

Страница 3

Ценностное восприятие действительности предполагает умение педагога обобщать конкретность, абстрагироваться от частности, видеть ценность там, где для ребенка существует конкретная предметность.

Подводя итоги сказанному мы видим, что в течение многих лет педагоги занимались поиском возможностей повышения эффективности обучения. Свое место уже нашла групповая работа на уроке поскольку она содействует осуществлению дидактических принципов при усвоении знаний. Помимо этого также она служит привлечению личного опыта учащихся и расширению наглядной основы обучения. Групповая работы создает оптимальные условия для поучения и воспитания личности. Педагог – практик в этом случае должен выступать в роли регулятора таких явлений в группе, как социально-психологический климат и социально-психологическая атмосфера.

Исследование педагогического опыта организации работы в группах

Ниже мы рассмотрим опыт работы педагогов – практиков в группах, раскроем такие вопросы как:

Какие проблемы возникают в практике групповой работы и учителей;

Что говорят эксперименты об эффективности групповой работы.

Многие педагоги-новаторы принимали участие в накоплении опыта работы в группах. Это такие педагоги, как: Лийметс Х.Й., Карамкова З., Николаева Т., Уринг Р., Мухина А.А. и Голунцова С.А. и многие другие.

Все чаще говорят о том, что главная задача школы не снабдить ученика готовыми знаниями, а выработать у него умение ориентироваться в окружающем мире, принимать, используя полученные знания, нужные решения. Но и для этого следует переосмыслить подходы к обучению школьников, пересмотреть содержание и принципы построения учебного процесса.

Сущность формы групповой работы требует от учителя решения вопроса о составе отдельных групп. Чем руководствоваться при этом на основе проведенных экспериментов и накопленного опыта? Какие ученики могут успешно заниматься вместе? Прежде всего, для совместной работы необходим примерно одинаковый план работы. Исследования показывают, что скорость чтения варьируется в довольно больших пределах, вследствие чего этот показатель нельзя игнорировать при составлении групп. Когда заданием требуется прочитать какой-то текст учебника, то сразу возникают помехи, если они члены групп должны поджидать, пока другие дочитают нужный отрывок. Нередко учитель не знает скорости чтения учащихся. При составлении групп он должен это выяснить, для чего можно организовать простой эксперимент. Ученикам дается текст средней трудности из учебника. Учитель предлагает всем одновременно закончить чтение до того, как самый быстрый ученик успеет прочитать все до конца. На отдельных листочках учащиеся указывают свое имя и последние прочитанные слова. Затем учебники убирают со стола, и ученики отвечают на вопросы по той части текста, которую успели прочесть. Ответы покажут, насколько сосредоточенно и вдумчиво читал текст.

Следует учитывать, что получаемые при такой проверке показатели ниже скорости чтения ученика в группе. Во время групповой работы ученики читают гораздо быстрее: очевидно стимулирует сознание того, что нужно не отстать от товарищей.

Исходя из принципа взаимного обогащения, при составлении групп нужно принимать во внимание разную внеучебную информированность отдельных учащихся по данному предмету. На основе этого критерия целесообразно объединение учеников с разным уровнем. Учащиеся с разной информированностью, занимаясь в одной группе, могут полезно дополнять друг друга. Взаимный обмен информацией может оказать положительное влияние и на взаимоотношения школьников. Ученика, который может рассказать товарищам что-то, чего они не знают, начинают выше ценить, с ним больше считаются. Таким образом, есть основание считать разнородность класса на основе уровня информированности даже положительным явлением. Как узнает учитель об информированности ученика?

Некоторые сведения об этом можно получить, задав классу вопросы, ответов на которые не содержится в учебнике и в объяснениях учителя. В таком случае сразу обнаружится, кто читает больше художественную литературу, кто научно-популярные книги. Но в большом классе учителю трудно получить исчерпывающую картину внеучебной информированности учащихся. На первый план выдвигаются наиболее активные дети.

"Следует различать два вида информированности: общую информированность и предметную. Эстонский педагог Р. Уринг относит к общей информированности следующие области знаний: политику, литературу, театр, кино, музыку, науку и технику и т.д. Выявляется, что информированность учащихся в этих областях весьма различна по шкалам, а также пополам и индивидуально. Средняя общая информированность мальчиков была выше, чем у девочек. Девочки превосходят мальчиков информированностью в области кино и театра. Мальчики же превосходят у девочек в знании политики, науки, техники и спорте".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Структура построения педагогического эксперимента, его виды
В связи с тем, что педагогический эксперимент включает в себя как проведение учебных занятий, так и регистрацию их эффективности, он всегда строится по следующей схеме: начальное исследование → проведение занятий → промежуточное исследование → проведение занятий → конечное и ...

Роль игрушки в личностном развитии дошкольников
Способности - это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. К способностям относят не все психологические свойства, а только те, которые отличают одного человека от другого. Природными предпосылками развития способн ...

Одаренность общая и специальная
Но споры велись и среди тех, кто признавал существование одаренности. Спорили о том, существует ли так называемая общая одаренность как "универсальная способность" (способность ко всему) или дар всегда проявляется только в одной или нескольких сферах деятельности. Большая часть исследоват ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru