Создание социально-психологического климата в группе

Актуально о образовании » Исследования групповых форм работы на уроках истории » Создание социально-психологического климата в группе

Страница 4

Исходя из этих различий, иногда целесообразно создавать разнородные группы по половому признаку.

В некоторых случаях при формировании групп может оказаться существенным и учет разных способностей. Для выполнения задания по географии, истории, литературе, может пригодиться умение рисовать карту, чертить схему, иллюстрировать групповой отчет рисунками, выразительным чтением и т.д. Учащихся с такими способностями включает в группы не учитель. Он лишь сообщает классу требования к выполнению разных заданий и предлагает включить в группу такого ученика, который имеет соответствующие способности.

При формировании групп принимаются во внимание и взаимоотношения учащихся. Как уже отмечалось, совместная работа может сблизить учеников и улучшить их взаимоотношения. Целенаправленное влияние на отношения учащихся возможно лишь в том случае, если учитель знает эти отношения в данный момент. Быстрее и удобнее ориентироваться в этом вопросе при помощи социометрического теста. При формировании групп следует учитывать несколько критериев. Но нежелательно, чтобы распределял учеников по группам учитель. Нужно стремиться к тому, чтобы ученики решали сами, в каком составе они будут работать. Такие эксперименты проводились в школах Эстонии.

Анализ критериев формирования групп показывает, что состав групп по разным предметам должен быть различен. Следующая практическая проблема, возникающая перед учителем, - внутригрупповой распорядок работы. Вполне понятно, что слаженных действий членов группы зависит многое. Ясно и то, что сами ученики сразу не догадываются об оптимальных способах организации совместной работы. Многие учителя прибегают на первом этапе работы к назначению старост. После того как ученики привыкнут к выполнению упражнений в группе, можно работать без старосты. При усвоении нового материала в порядке дифференцированной групповой работы, группе целесообразно выбрать старосту. Ему поручается следующее: 1) распределять обязанности между членами группы; 2) руководить обсуждением и принятием решений, а также оформить отчет.

Организация внутригруппового общения зависит от величины группы. В связи с этим рассмотрим вопрос об оптимальной величине группы.

Эта проблема специально исследовалась в лабораторных условиях. Создавались группы для проведения дискуссий по определенному вопросу и проводились наблюдения за их действительностью и ее эффективностью при различном составе групп. Была установлена оптимальная величина такой группы 5 – 7 человек. В больших группах невозможно всем активно участвовать в обсуждении. По данным одного исследования, в 20-минутной дискуссии в восьмичленной группе говорившей больше всех смог что-то сказать 20 – 30 раз, говоривший меньше всех получил слово только 2 – 3 раза. В четырехчленной группе говоривший больше всех брал слово 25 – 30 раз, а говоривший меньше всех 15 – 20 раз. Некоторые мало выступавшие в восьмичленной группе оказались в четырехчленной группе среди более активных. Таким образом, маленькая группа предоставляет наиболее благоприятные условия для активности каждого человека. С точки зрения полученной новой информации и выдвижения идей маленькая группа оказывается менее эффективной. Так, на основе объединения двух показателей, оптимальной следует считать пяти – семичленную группу.

Конечно, условия деятельности на уроке несколько иные, чем в дискуссионных группах, но все же эти данные позволяют судить об оптимальных размерах группы. Исходя из реальных условий классных комнат целесообразны четырехчленные группы, которые занимаются за двумя сдвинутыми столами.

Мизансцена помогает успешности групповой работы, но она один из факторов улучшения климата в группе "mise en scene" - постановка на сцене. Педагогическая мизансцена – это расположение педагога и детей во время их совместной деятельности. Проанализируем несколько мизансцен, обозначенных условно – схематически: ∆ - фигура педагога; - O фигура ребенка.

При самом различном сюжетно-содержательном толковании данных схематических рисунков общее мнение будет едино в том, что мизансцена "А" говорит о том, что педагог в центре внимания и отношение к нему – как основному центру событий;

- мизансцена "В" сообщает, что ребенок стягивает на себя внимание, он интересен сейчас в группе, группа принимает его как ценностный объект;

- в мизансцене "С" явны некоторые противоречия, которые возникли между детьми, но они пока не тревожат педагога, он ушел на задний план, решение предоставлено детям. Педагогическая мизансцена строится по замыслу педагога.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Изучение влияния использования упражнений в рамках коммуникативного метода на развитие умений письменной речи учащихся
Так как экспериментальное обучение в нашей работе осуществляется в двух классах, то основной упор на развитие умений письменной речи учащихся будет происходить в экспериментальной группе - 7 "АШ" класс. Соответственно, 8 "АШ" класс - контрольная группа. В экспериментальной групп ...

Методики исследования и разработка психодиагностики коррекционной программы развития познавательных процессов школьников
Для исследования долговременной и кратковременной памяти существует достаточно разнообразных методик. Но принимая во внимание возраст испытуемых (учащиеся 1 А класса в возрасте 8 лет) наиболее подходящие из них: Методика А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов». Одна из наиболее часто применяющихся методик, ...

Понятие школьной зрелости и готовности к школьному обучению
Когда ребенок достигает возраста 6-7 лет, многие родители начинают задавать себе вопросы, связанные с его поступлением в школу. Что делать, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был самым хорошим, лучшим учеником в классе? В связи с этими многочисленными вопросами в психологии ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru