Исходя из сказанного, становится возможным определить социально-психологический климат в группе как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором разворачивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного "Я", а следовательно и развитие каждого.
В структуру социально-психологического климата входят отношения членов группы к Человеку, отношение к выполняемому делу, отношение к группе в целом, отношение к самому себе, отношение к событиям происходящим в группе, отношение к руководителю, отношение к социальным ценностям, а так же ряд других частных отношений.
В зависимости от характера складывающихся в группе отношений, можно говорить о благоприятном (стимулирующем, способствующем продуктивной совместной деятельности и развитию каждой личности) климате и неблагоприятном социально-психологическом климате. Благоприятным является тот климат, при котором личность чувствует себя защищенной "принятой" группой, имеет возможность и стремление положительно проявить свое "Я", активно вступает в деятельность и общение и следовательно интенсивно развивается. Неблагоприятный климат можно охарактеризовать как условия при которых личность не чувствует себя защищенной, принятой группой, не имеет возможности и не стремиться положительно проявить себя, с трудом вступает в деятельность и общение и следовательно плохо развивается.
Изучение влияния климата на группу в целом и на каждого члена группы в отдельности приводит к выводу о том, что педагогу заинтересованному в полноценном развитии каждого ребенка, необходимо научиться управлять этим явлением.
Прояснению вопроса о способах регулирования социально-психологического климата предшествует поиск характеристик благоприятного и неблагоприятного климата. С этой целью преподаватель может использовать ситуационную игру. Одна часть слушателей играет роль дружного, сплоченного коллектива, другая – пытается передать чувства и поведение членов диффузной группы. Преподаватель задает обеим группам вопросы о характере отношений, преобладающих в одной и другой группе, фиксирует сказанное членам групп и суммируя сказанное, заполняет таблицу.
Характеристики благоприятного климата |
Характеристики неблагоприятного климата |
Доброжелательность Защищенность Мобильность Работоспособность Инициативность Оптимизм Свобода "Я" |
Агрессивность Незащищенность Инертность Леность Пассивность Пессимизм Зажатость |
Во время работы учителя с группой иногда может возникнуть такая ситуация, когда педагогу удается на короткое время изменить ситуацию в ней с неблагоприятным климатом. С другой стороны непродуманные или непрофессиональные действия учителя могут, напротив, ухудшить благоприятную ситуацию в группе тоже. В обоих ситуациях мы говорили о таком понятии, как социально-психологическая атмосфера. В основу дифференциации понятий "климат" и "атмосфера" психологи положили принцип стойкости и функционирования этих явлений в группе.
Социально-психологическая атмосфера – есть преобладающее эмоциональное состояние в коллективе, отмеченное за сравнительно небольшой отрезок времени, вызванное подготовкой или проведениям какого-то конкретного дела или комплекса дел.
"В отличии от понятия "психологическая атмосфера" понятие "социально-психологический климат" обозначает не те или иные ситуативные перемены в преобладающем настроении людей, а лишь устойчивые черты. Собственно этим понятие климата, употребляемое в экологическом смысле, и отличается от понятия атмосферы".
Климат можно рассматривать как сложение социально-психологических векторов групповой атмосферы. Данный подход дает основание указать способ формирования благоприятного климата в группе. Он заключается в постоянном создании и возобновлении той атмосферы, которая по своему содержанию соответствует цели воспитания. Поскольку и климат, и атмосфера представляет собой совокупность отношений, которые могут быть изменены, то климат и атмосфера – явления, поддающиеся регулированию. Влияние педагога на климат группы возможно через влияние на социально-психологическую атмосферу. Но каков механизм этого влияния? Оказывается механизмом формирования благоприятного климата в группе является привнесение ценности в жизнь группы и каждого отдельного ребенка.
Подробно о педагогике:
Особенности логопедической работы по формированию образно-выразительных
средств речи у дошкольников с ОНР
Формирующий этап эксперимента осуществлялся нами в период с октября 2009 года по апрель 2010года. Цель формирующего этапа эксперимента – сформировать образно-выразительные средства речи у дошкольников с ОНР (III уровень). Составляя систему логопедической работы по формированию образно-выразительных ...
Методы и формы организации контроля на уроках русского языка
Методы контроля – это способы получения обратной информации о содержании, характере и достижении учебно-познавательной деятельности учащихся, об эффективности работы учителя. Они призваны определить результативность преподавания и учения на всех этапах учебного процесса. В практике работы школы при ...
Организация и анализ результатов опытно –
экспериментальной работы в школе
Целью опытно – экспериментальной работы было подтверждение гипотезы дипломной работы - наглядность будет эффективным средством формирования лексических навыков у учащихся 3-х классов на уроках немецкого языка, если учитель: 1. Будет применять разнообразные ее виды (предметную, картинную, схематичес ...