Создание социально-психологического климата в группе

Актуально о образовании » Исследования групповых форм работы на уроках истории » Создание социально-психологического климата в группе

Страница 2

Исходя из сказанного, становится возможным определить социально-психологический климат в группе как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором разворачивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного "Я", а следовательно и развитие каждого.

В структуру социально-психологического климата входят отношения членов группы к Человеку, отношение к выполняемому делу, отношение к группе в целом, отношение к самому себе, отношение к событиям происходящим в группе, отношение к руководителю, отношение к социальным ценностям, а так же ряд других частных отношений.

В зависимости от характера складывающихся в группе отношений, можно говорить о благоприятном (стимулирующем, способствующем продуктивной совместной деятельности и развитию каждой личности) климате и неблагоприятном социально-психологическом климате. Благоприятным является тот климат, при котором личность чувствует себя защищенной "принятой" группой, имеет возможность и стремление положительно проявить свое "Я", активно вступает в деятельность и общение и следовательно интенсивно развивается. Неблагоприятный климат можно охарактеризовать как условия при которых личность не чувствует себя защищенной, принятой группой, не имеет возможности и не стремиться положительно проявить себя, с трудом вступает в деятельность и общение и следовательно плохо развивается.

Изучение влияния климата на группу в целом и на каждого члена группы в отдельности приводит к выводу о том, что педагогу заинтересованному в полноценном развитии каждого ребенка, необходимо научиться управлять этим явлением.

Прояснению вопроса о способах регулирования социально-психологического климата предшествует поиск характеристик благоприятного и неблагоприятного климата. С этой целью преподаватель может использовать ситуационную игру. Одна часть слушателей играет роль дружного, сплоченного коллектива, другая – пытается передать чувства и поведение членов диффузной группы. Преподаватель задает обеим группам вопросы о характере отношений, преобладающих в одной и другой группе, фиксирует сказанное членам групп и суммируя сказанное, заполняет таблицу.

Характеристики благоприятного климата

Характеристики неблагоприятного климата

Доброжелательность

Защищенность

Мобильность

Работоспособность

Инициативность

Оптимизм

Свобода "Я"

Агрессивность

Незащищенность

Инертность

Леность

Пассивность

Пессимизм

Зажатость

Во время работы учителя с группой иногда может возникнуть такая ситуация, когда педагогу удается на короткое время изменить ситуацию в ней с неблагоприятным климатом. С другой стороны непродуманные или непрофессиональные действия учителя могут, напротив, ухудшить благоприятную ситуацию в группе тоже. В обоих ситуациях мы говорили о таком понятии, как социально-психологическая атмосфера. В основу дифференциации понятий "климат" и "атмосфера" психологи положили принцип стойкости и функционирования этих явлений в группе.

Социально-психологическая атмосфера – есть преобладающее эмоциональное состояние в коллективе, отмеченное за сравнительно небольшой отрезок времени, вызванное подготовкой или проведениям какого-то конкретного дела или комплекса дел.

"В отличии от понятия "психологическая атмосфера" понятие "социально-психологический климат" обозначает не те или иные ситуативные перемены в преобладающем настроении людей, а лишь устойчивые черты. Собственно этим понятие климата, употребляемое в экологическом смысле, и отличается от понятия атмосферы".

Климат можно рассматривать как сложение социально-психологических векторов групповой атмосферы. Данный подход дает основание указать способ формирования благоприятного климата в группе. Он заключается в постоянном создании и возобновлении той атмосферы, которая по своему содержанию соответствует цели воспитания. Поскольку и климат, и атмосфера представляет собой совокупность отношений, которые могут быть изменены, то климат и атмосфера – явления, поддающиеся регулированию. Влияние педагога на климат группы возможно через влияние на социально-психологическую атмосферу. Но каков механизм этого влияния? Оказывается механизмом формирования благоприятного климата в группе является привнесение ценности в жизнь группы и каждого отдельного ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Констатирующий эксперимент: уровень восприятия детьми книжной иллюстрации
В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге. Маленькие дети предпочитают окраску предметов, некоторые предметы художественной выразительности вызывают непонимание изображенного (неоконченность, набросочность, пе ...

Орфографическая грамотность как часть языковой культуры
Русский язык считается одним из самых трудных предметов изучаемых в школе, несмотря на то, что знание родного языка дается с детства. Русский язык - это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение родному языку должно включать в себя три составляющих: языкознание, психологию и методику. ...

Методологический компонент обучения
Рассмотрим методологическое содержание обучения письму – овладение учащимися приемами, облегчающими усвоение графики и орфографии английского языка и выполнение письменных заданий. В латинском алфавите много букв, общих с русским алфавитом, например, А, С с, Е е, В, К, М, Р р, О о, Х х, и совсем но ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru