Таким образом, младшие школьники в процессе общения проявляют следующие ярко выраженные особенности:
- расхождение между речевым и реальным поведение;
- снижение самооценки, эмоциональной активности;
- проявление тревожности, неуверенности, страха и других признаков психоэмоциональной неустойчивости; возникновение эмоциональной зависимости от учителя;
- на признание взрослым своих достижений, стремление соответствовать ожиданиям учителя, быть признанным;
- психологическая открытость;
- особое место начинают приобретать учебные мотивы и мотивы установления отношений со взрослыми сверстниками;
- стремление к самоутверждению, самоконтролю и самооценки.
В процессе общения учитель должен вселить в учащегося веру в собственные способности, стимулировать к позитивному самовоспитанию, саморазвитию и преодолению трудностей. Развитие младших школьников во многом определяется тем педагогическим общением, которое создаёт учитель в учебном пространстве.
Исходя из того, что педагогическое общение направлено на создание оптимальных условий для развития каждой личности, необходима реализация следующих воспитательно-дидактических целей:
- создание наилучших условий для развития мотивации учения и творческого характера учебной деятельности;
- способствование формированию личности;
- поддержание благоприятного для каждого учащегося эмоционального климата;
- стимулирование процессов самопознания, самовоспитания, создание адекватной самооценки;
- организация условий для самореализации учащихся;
- обеспечение условий для психической, социальной и физической активности.
Теоретическое исследование, основанное на анализе сущности общения позволило сделать следующие выводы:
- общение – это процесс, деятельность, вид и способ взаимодействия, средство передачи информации;
- общение играет большую роль в развитии личности, обеспечивая условия для обогащения речевого запаса, эмоционального опыта, опыта вербального и невербального взаимодействия, способствует расширению социальных контактов, укреплению межличностных и внутриколлективных связей;
- каждый возрастной период имеет свои особенности общения и коммуникативных связей;
- младший школьный возраст – благоприятный период для обучения общению, развития речевого опыта детей, так как умения общаться у них еще находятся в стадии формирования, знания в области коммуникации неглубокие и не подкрепляются практическим применением. Из этого следует, что необходима специальная работа учителя по обучению младших школьников общению.
Подробно о педагогике:
Дистанционное образование на примере Современной Гуманитарной Академии
Дистанционное образование (ДО) стало реалией современной жизни как в развитых странах Запада, так и в России. По оценке отечественных специалистов, спрос на эту форму образования в стране уже в конце 1990-х годов был сопоставим со спросом на дневную форму обучения в вузах [1]. К примеру, Современна ...
Самооценка в структуре профессиональной Я-концепции педагога
Самооценка профессиональных способностей званий и достижений это важнейший элемент в структуре профессиональной Я-концепции личности. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, ценность, приписываемая себе или отдельным качествам личности. ...
Психологические аспекты сущности креативности
Чтобы перейти от репродуктивного обучения к творческому, деятельность … должна организовываться таким образом, что бы она приводила к получению учеником качественно новых результатов, как в обучении, так и в его развитии. А. В. Хуторской Понимание сущности творчества и лежащих в его основе способно ...