Другой предельный случай – максимальная интеграция административных и обучающих сред. Контроль процесса осуществляется формированием отчетности на каждом этапе, отсутствие отчета влечет запрет перехода к следующему этапу. Недостатком такого подхода является крайне высокая заорганизованность процессов обучения, высокая чувствительность к изменениям законодательства, кратковременным сбоям в системе (из-за наличия жесткого графика сбой практически недопустим), невозможность быстрого реагирования на изменение конъюнктуры. Де-факто – эта модель является чисто теоретической, так как функционировать в реальных условиях не может.
Таким образом, наиболее эффективными являются системы с промежуточным уровнем интеграции, сочетающие несколько технологий управления и обучения, включенных в распределенную и диверсифицированную информационную среду. Комбинация технологий позволяет снизить влияние ряда факторов, отрицательно влияющих на результативность распределенной образовательной системы. В частности, наличие заранее созданных альтернативных траекторий обучения позволяет оперативно реагировать на изменения законодательства, конъюнктуры и т.п. Опыт показал, что наиболее устойчивыми являются структуры, имеющие не менее трех параллельных каналов обмена информацией между субъектами и объектами образовательного процесса. Кажущаяся избыточность не играет заметной роли, так как в каждый момент функционирует ограниченный набор узлов и связей модели.
В настоящее время предстоит решить задачу оптимизации структуры РОС с точки зрения ее экономической эффективности при условии сохранения качества обучения, а также реализовать функции самонастраивания системы при изменении внешних факторов.
Решение указанных задач возможно путем разработки детализированных сетевых моделей РОС, учитывающих внешние воздействия непосредственно на процессы управления и обучения, построение на основе этих моделей обобщенных функциональных схем РОС, определение максимально достоверных критериев структурной оптимизации и наборов правил взаимодействия узлов сети РОС, обеспечивающих полную или частичную самоадаптацию всей системы.
Модели процессов в распределенной образовательной системе
Для построения моделей процессов можно использовать различные нотации и средства. В данном случае используется нотация IDEF0, которая используется в документации СМК ЮРГУЭС. Полная карта процессов весьма велика и неудобна для рассмотрения, поэтому все процессы разделены на подпроцессы, согласованные по входам-выходам. Следует отметить, что предлагаемая модель содержит несколько квазинезависимых уровней, каждый из которых определяет группу процессов, связанных друг с другом единством входных-выходных переменных, типом взаимосвязей и общностью подцелей. В наиболее общем случае квазиуровней два – обучение и администрирование. При более глубокой детализации каждый уровень делится на подуровни. Например, уровень «обучение» может быть разделен на подуровни «обучение с точки зрения слушателя» и «обучение с точки зрения преподавателя». Обмен данными между уровнями (и подуровнями) осуществляется при помощи шлюзов, которые транслируют выходные переменные одного уровня во входные (или управляющие) переменные другого. Необходимо отметить, что шлюзы, в общем случае, имеют коэффициент преобразования, обладающий некоей размерностью, что требуется для трансляции разнородных переменных с уровня на уровень.
Подробно о педагогике:
Классификация методов обучения
Классификации методов обучения позволяют учителю оценить сходство и различие способов преподавания учебного материала и усвоение его учениками, что необходимо знать при выборе методов для решения конкретной дидактической задачи. В соответствии с различными признаками методов существует несколько их ...
Особенности формирования у младших школьников умения решать проблемы во
взаимоотношениях людей
Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе, представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования. Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в и ...
Роль игрушки в личностном развитии дошкольников
Способности - это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. К способностям относят не все психологические свойства, а только те, которые отличают одного человека от другого. Природными предпосылками развития способн ...