Изучение темы «Железо и его соединения» на уроке по химии в средней школе

Актуально о образовании » Методические особенности изучения темы "Железо" на уроках химии в средней школе » Изучение темы «Железо и его соединения» на уроке по химии в средней школе

Страница 4

Издавна из гематита делали красную краску. Все известные фрески, выполненные 15-20 тыс. лет назад, – замечательные бизоны Альтамирской пещеры и мамонты из знаменитой Капской пещеры – выполнены и коричневыми оксидами и гидроксидами железа.

Магнетит

Камень, чье имя магнит, залегает в земле троглодитов;

Впрочем, не меньше того им богаты индийские страны.

Он узнается легко по бурому ржавому цвету

И потому как он тянет к себе железные вещи.

М. Реннский

Магнетит, или магнитный железняк – минерал, содержащий 72% железа. Это самая богатая железная руда. Замечательное в этом минерале его природный магнетизм – свойство, благодаря которому он был открыт.

Как сообщал римский ученый Плиний, магнетит назван в честь греческого пастуха Магнеса. Магнес пас стадо возле холма над р. Хинду в Фессалии. Неожиданно посох с железным наконечником и подбитые гвоздями сандалии притянула к себе гора, сложенная сплошным серым камнем. Минерал магнетит дал в свою очередь название магниту, магнитному полю и всему загадочному явлению магнетизма, которое пристально изучается со времен Аристотеля и по сей день.

Магнитные свойства этого минерала и сегодня используются, прежде всего для поиска месторождений. Именно так были открыты уникальные месторождения железа на площади Курской магнитной аномалии (КМА). Минерал тяжелый: образец магнетита размером с яблоко весит 1,5 кг.

В древности магнетит наделяли всевозможными лечебными свойствами и способностью творить чудеса. Его использовали для извлечения металла при ранениях, а Иван Грозный среди своих сокровищ наравне с другими камнями хранил его непримечательные кристаллы.

Пирит – минерал, подобный огню

Не все золото, что блестит. Пословица

Пирит – один из тех минералов, увидев который хочется воскликнуть: "Неужели это так и было?" Трудно поверить, что высший класс огранки и полировки, поражающий нас в рукотворных изделиях, в кристаллах пирита – щедрый дар природы.

Пирит получил свое название от греческого слова "пирос" – огонь, что связано с его свойством искрить при ударе стальными предметами. Этот красивый минерал поражает золотистым цветом, ярким блеском на почти всегда четких гранях. Благодаря своим свойствам пирит известен с глубокой древности, а во время эпидемий золотой лихорадки пиритовые блестки в кварцевой жиле вскружили не одну горячую голову. Да и сейчас начинающие любители камня нередко принимают пирит за золото.

Железо и его соединения

Лабораторная работа № 4

Тема. Железо и его соединения.

Цель:

познакомить с некоторыми химическими свойствами соединений железа в различных степенях окисления.

Реактивы: железные опилки Fe, соль Мора (NH4)2SO4·FeSO4·6H2O, раствор хлорида железа (III) FeCl3, раствор гексационоферрата (III) калия K3[Fe(CN)6], раствор гексационоферрата (II) калия K4[Fe(CN)6], раствор роданида калия KCNS, раствор соляной кислоты HCl (концентрированный и разбавленный), раствор серной кислоты H2SO4 (концентрированный и разбавленный), раствор азотной кислоты HNO3 (концентрированный и разбавленный), раствор гидроксида натрия NaOH (концентрированный и разбавленный).

Посуда и оборудование: спиртовка, держатель для пробирок, штатив для пробирок, шпатель, пробирки, стеклянная палочка.

Ход работы

Опыт 1. Свойства металлического железа

Испытайте действие на железо концентрированных и разбавленных кислот при обычных условиях и при нагревании.

Для этого поместите железные опилки в пробирку и прилейте несколько капель разбавленной соляной кислоты, запишите наблюдаемые явления и дайте им объяснения. Опыт повторите с разбавленными растворами серной и азотной кислот. Осторожно нагрейте те пробирки, в которых не происходит взаимодействие железа с кислотой. Отметьте наблюдения.

Повторите опыт с концентрированными растворами кислот. Запишите наблюдаемые явления, обратите внимание на цвет и запах выделяющихся газов и на цвет растворов.

№ эксп.

Порядок выполнения

Наблюдения

Уравнение реакции

Выводы

1

1. В пробирку поместили железные опилки и прилили несколько капель разбавленной соляной кислоты.

2. …

Наблюдается выделение бесцветного газа, раствор окрашивает-ся в бледно-зеленый цвет

Fe + 2HCl = FeCl2 + H2

Fe0 – 2e Fe2+ восстановитель

2H+ + 2e H2

окислитель

Железо взаимодействует с соляной кислотой, проявляя восстановитель-ные свойства, в результате реакции образуется соль – хлорид железа (II)и выделяется бесцветный газ - водород

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

Место методики обучения технологии в теории обучения
Теория и методика обучения технологии входит в состав обширных педагогических знаний. Она представляет собой ветвь дидактики или общей теории обучения. В свою очередь дидактика входит составной частью в педагогику как науку о воспитании. Можно построить следующую цепочку в общей системе педагогичес ...

Формирование звуковой стороны речи в онтогенезе
По мнению Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой [2], анатомические и функциональные особенности ЦНС и периферического речевого аппарата продолжают своё становление после рождения ребёнка и достигают зрелого уровня только в процессе общесоматического, полового и нервно-психического развития. При нормальном ...

Отбор диагностических методик уровня развития трудовых умений и навыков у дошкольников
Наш детский сад в течение 2008-2009 учебного года работает над проблемой создания условий для трудового развития дошкольников. Основой для планирования раздела "Трудовое воспитание" является комплексная образовательная программа В.И. Логиновой "Детство". Организация процесса по ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru