Изучение темы «Железо и его соединения» на уроке по химии в средней школе

Актуально о образовании » Методические особенности изучения темы "Железо" на уроках химии в средней школе » Изучение темы «Железо и его соединения» на уроке по химии в средней школе

Страница 6

? Исходя из строения атома железа, определить его валентные электроны.

Учитель. Железо имеет 8 валентных электронов (два из них на 4s- и шесть на 3d-АО). Однако валентность 8 для железа не характерна; неустойчивы и соединения с шестивалентным железом, например производные железной кислоты H2FeO4, являющиеся сильнейшими окислителями. Обычно железо проявляет валентности равные двум и трем и соответствующие степени окисления.

? Какими свойствами обладает железо как простое вещество?

(Учитель предлагает совершить следующую остановку).

IV. Третья остановка “Физические свойства”( работа в парах). Учащиеся работают с учебником, справочной литературой и записывают в тетрадь характерные физические свойства:

Цвет:

Металлический блеск:

Твердость:

Пластичность:

Теплопроводность:

Электропроводность:

Плотность:

Температура плавления:

Железо - серебристо-белый или серый металл, твердый, с высокой пластичностью, теплопроводностью и электропроводностью, плотность его равна 7,87 г/см3, тугоплавкий-1540?С. Это самый распространенный химических элементов в природе. В земной коре его массовая доля составляет 5,1%.

Учитель проверяет выполненную работу в виде беседы с классом.

? Какими ещё свойствами обладает железо?

Учитель. Да, в отличие от других металлов, железо способно намагничиваться, оно обладает ферромагнетизмом.

Демонстрация опыта: намагничивание железных опилок.

? Какова активность железа?

Учитель обращает внимание учащихся на электрохимический ряд напряжения металлов. Для того, чтобы узнать активность железа по отношению к другим веществам, мы совершаем с вами очередную остановку.

V. Четвёртая остановка. Экспериментальная. “Химические свойства железа”.

Учитель. Железо взаимодействует как с простыми, так и сложными веществами. Предлагаю вам провести эксперименты с серой, соляной кислотой, сульфатом меди, объяснить свои наблюдения и составить уравнения химических реакций.

? Чем является железо в данных уравнениях реакций? (На экране появляется второй слайд).

Fe + S = FeS

Fe + 2HCI = FeCI2 + H2

Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu

Fe0 - 2e = Fe+2 (восстановитель)

? Что вы наблюдали при проведении третьей реакции? (Железо вытеснило медь из раствора сульфата меди).

? Действует ли вода и кислород на железо?

Учитель. При обычных условиях вода не действует на железо, однако, в присутствии кислорода протекает следующая реакция: (на экране появляется слайд №3)

Fe(OH)3 - гидроксид железа (III) - основная часть ржавчины. Для протекания данной реакции необходимо одновременно присутствие воды и кислорода, в противном случае коррозия так и не наступит. Известно, что в течение многих столетий стоит знаменитая железная колонна в столице Индии Дели. Почему? (Там сухой воздух).

Учитель. Предлагаю учащимся провести опыт: реакцию обмена между сульфатом железа (II) и гидроксидом меди, записать уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде (на экране появляется слайд № 4).

Слайд 4

Учитель предлагает учащимся вновь вернуться к полученному осадку и посмотреть на изменение цвета.

? Как изменился цвет осадка? Что произошло?

Учитель. Соединение железа двухвалентного неустойчиво и окисляется, превращаясь в соединение железа трехвалентного бурого цвета (слайд № 5).

Слайд 5

? Может вытеснять железо водород из воды?

Да, может, но только при сильном нагревании (запись на доске).

Fe + H2O = FeO +H2

Fe0 - 2e = Fe+2 - восстановитель - окисление

2H+ + 2е = Н2 - окислитель - восстановление

? Какие два оксида образует химический элемент железо? (FeO и Fe2O3)

? Какими свойствами они обладают? (Основными).

При окислении железа в высокотемпературном режиме образуется железная окалина:

3 Fe +2O2 = Fе 3O 4

Учитель. Что вы узнали во время данной остановки? Какими свойствами обладает железо как простое вещество? Сделайте вывод.

VI. Остановка № 5. “ Подумай!” (слайд № 6).

Слайд 6

(Письменная работа, в результате которой учащиеся должны написать возможно протекающие реакции).

VII. Остановка № 6. “Значение железа” (сообщение ученика)

Биохимики раскрывают огромную роль железа в жизни растений, животных и человека. Входя в состав гемоглобина, железо обуславливает красный цвет этого вещества, от которого, в свою очередь, зависит цвет крови. В организме взрослого человека содержится 3 г железа, из них 75% входят в состав гемоглобина, благодаря которому осуществляется важнейший биологический процесс - дыхание. Железо необходимо и для растений. Оно участвует в окислительных процессах протоплазмы, при дыхании растений и в построении хлорофилла, хотя само и не входит в его состав.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

Общее понятие о задержке психического развития
Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой [41, 42]. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, ...

Анализ фортепианных пьес Яна Сибелиуса
Сибелиус очень любил природу, она вдохновляла его на создание прекрасных произведений. Образы финской природы претворены Сибелиусом в четвертой симфонии, симфонической поэме "Caga", "Весна", "Дриада", "Океаниды". В этих произведениях чувствуется влияние импре ...

Роль наставника в обучении воспитанников
Наиболее разработанной в педагогической системе Гербарта является теория обучения. Умственному образованию Гербарт придавал большое значение в деле воспитания. Он считал обучение главнейшим и основным средством воспитания: ввел в педагогику термин воспитывающее обучение. Он говорил, что нет воспита ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru