Оценка эффективности системы работы по развитию образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора

Актуально о образовании » Развитие образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора » Оценка эффективности системы работы по развитию образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора

Страница 3

Таким образом, данного контрольного этапа убедительно доказывают, что выдвинутая нами гипотеза исследования подтверждена: малые формы фольклора способствуют развитию образной речи детей 5-6 лет.

В данной главе было представлено содержание формирующего эксперимента, проведенного с целью разработки и апробации системы занятий и игр, способствующих развитию образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора. Для достижения цели были реализованы задачи: 1) определены направления и этапы работы по формированию образной речи; 2) определено содержание и апробирована система занятий по ознакомлению детей пяти-шести лет с пословицами, поговорками, загадками; 3) разработана и апробирована система игр по использованию пословиц, поговорок, загадок.

В системе работы мы выделили два блока: первый – ознакомление детей с малыми фольклорными формами на специальных занятиях, было проведено три занятия. Второй – закрепление знаний детей о малых фольклорных формах вне занятий. На данном этапе были подобраны и проведены игры по использованию пословиц, поговорок и загадок. Вся экспериментальная работа проводилась с детьми в течение четырех месяцев.

Разработанные и апробированные игры и занятия по развитию образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора оказались эффективными, что было подтверждено результатами контрольного эксперимента.

Большинство детей экспериментальной группы продемонстрировало средний уровень развития образной речи 81,25%, часть детей продемонстрировали высокий уровень развития образной речи 12,5%, в то время как в контрольной группе изменений практически не произошло.

Следовательно, была подтверждена гипотеза исследования о влиянии малых форм фольклора на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста.

На основании полученных данных определилась перспектива работы с детьми по развитию образной стороны речи:

- возможность оценки образности речевых высказываний детей пяти-шести лет на основании данной методики;

- система работы по активизации использования образных средств языка, на основе специальных занятий, серии игр и игровых упражнений.

Наше исследование было ориентировано на выявление оптимальных условий, и экспериментальной проверки способствующих развитию образности речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке. Образная речь является важной составной частью воспитания культуры речи.

Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является одной из основных задач воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Возможность формирования образной речи возникает в старшем дошкольном возрасте, потому что именно в этом возрасте дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы. Знакомство дошкольников с малыми формами фольклора влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и антонимов). Фольклор можно использовать в решении различных задач методики развития речи.

Во второй главе проанализированы особенности образной речи старших дошкольников. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у большинства детей старшего дошкольного возраста, участвующих в эксперименте образная речь находится на низком уровне развития, дошкольники затрудняются в толковании пословиц, фразеологизмов, отгадывании загадок и выделении выразительных средств. Результаты констатирующего эксперимента послужили основанием для проведения формирующего эксперимента.

В ходе исследования нами был разработан и апробирована система включающая в себя цикл занятий по знакомству детей дошкольного возраста с малыми фольклорными формами, а так же подобраны и апробированы игры и упражнения на закрепление знаний о малых формах фольклора.

Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе МДОУ "Детский сад №6" Приморского района Архангельской области, по использованию малых форм фольклора в процессе развития образной речи детей. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует о достаточной эффективности разработанной нами системы. Экспериментальная группа улучшила свои результаты: процент детей с низким уровнем развития образной речи уменьшился на 75%. Количество детей со средним уровнем развития образной речи увеличилось на 62,5%, с высоким уровнем развития увеличилось на 12,5%.

В ходе работы была реализована цель и решены все поставленные задачи.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Соотношение наглядности и моделирования в обучении
В связи с активным использованием моделирования в образовательных учреждениях особенно остро встает вопрос о соотношении наглядности и моделирования в обучении. Обе проблемы тесно связаны между собой, поскольку и моделирование, и наглядность имеют общую цель - выделение главного, существенного в из ...

Активные формы и методы обучения
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компе ...

Развитие зрительных функций с помощью компьютерных игр у дошкольников с нарушением зрения
Большую часть информации об окружающем мире дети дошкольного возраста получают благодаря зрению, и именно зрение играет ведущую роль в развитии познавательных способностей ребенка и формировании его жизненного опыта. У детей с нарушениями бинокулярного зрения, такими как косоглазие, амблиопия и ани ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru