Оценка эффективности системы работы по развитию образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора

Актуально о образовании » Развитие образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора » Оценка эффективности системы работы по развитию образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора

Страница 3

Таким образом, данного контрольного этапа убедительно доказывают, что выдвинутая нами гипотеза исследования подтверждена: малые формы фольклора способствуют развитию образной речи детей 5-6 лет.

В данной главе было представлено содержание формирующего эксперимента, проведенного с целью разработки и апробации системы занятий и игр, способствующих развитию образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора. Для достижения цели были реализованы задачи: 1) определены направления и этапы работы по формированию образной речи; 2) определено содержание и апробирована система занятий по ознакомлению детей пяти-шести лет с пословицами, поговорками, загадками; 3) разработана и апробирована система игр по использованию пословиц, поговорок, загадок.

В системе работы мы выделили два блока: первый – ознакомление детей с малыми фольклорными формами на специальных занятиях, было проведено три занятия. Второй – закрепление знаний детей о малых фольклорных формах вне занятий. На данном этапе были подобраны и проведены игры по использованию пословиц, поговорок и загадок. Вся экспериментальная работа проводилась с детьми в течение четырех месяцев.

Разработанные и апробированные игры и занятия по развитию образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора оказались эффективными, что было подтверждено результатами контрольного эксперимента.

Большинство детей экспериментальной группы продемонстрировало средний уровень развития образной речи 81,25%, часть детей продемонстрировали высокий уровень развития образной речи 12,5%, в то время как в контрольной группе изменений практически не произошло.

Следовательно, была подтверждена гипотеза исследования о влиянии малых форм фольклора на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста.

На основании полученных данных определилась перспектива работы с детьми по развитию образной стороны речи:

- возможность оценки образности речевых высказываний детей пяти-шести лет на основании данной методики;

- система работы по активизации использования образных средств языка, на основе специальных занятий, серии игр и игровых упражнений.

Наше исследование было ориентировано на выявление оптимальных условий, и экспериментальной проверки способствующих развитию образности речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке. Образная речь является важной составной частью воспитания культуры речи.

Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является одной из основных задач воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Возможность формирования образной речи возникает в старшем дошкольном возрасте, потому что именно в этом возрасте дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы. Знакомство дошкольников с малыми формами фольклора влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и антонимов). Фольклор можно использовать в решении различных задач методики развития речи.

Во второй главе проанализированы особенности образной речи старших дошкольников. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у большинства детей старшего дошкольного возраста, участвующих в эксперименте образная речь находится на низком уровне развития, дошкольники затрудняются в толковании пословиц, фразеологизмов, отгадывании загадок и выделении выразительных средств. Результаты констатирующего эксперимента послужили основанием для проведения формирующего эксперимента.

В ходе исследования нами был разработан и апробирована система включающая в себя цикл занятий по знакомству детей дошкольного возраста с малыми фольклорными формами, а так же подобраны и апробированы игры и упражнения на закрепление знаний о малых формах фольклора.

Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе МДОУ "Детский сад №6" Приморского района Архангельской области, по использованию малых форм фольклора в процессе развития образной речи детей. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует о достаточной эффективности разработанной нами системы. Экспериментальная группа улучшила свои результаты: процент детей с низким уровнем развития образной речи уменьшился на 75%. Количество детей со средним уровнем развития образной речи увеличилось на 62,5%, с высоким уровнем развития увеличилось на 12,5%.

В ходе работы была реализована цель и решены все поставленные задачи.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Мотивы учения младших школьников и их формирование
В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ребенка различный смысл. Ребенок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы же могут быть различными. Мотив может быть в том, чтобы не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей отметкой. Объективно во в ...

Школьная дезадаптация как педагогическое явление
Содержание учебного материала Понятие школьной дезадаптации. Предпосылки школьной дезадаптации. Ситуационные, средовые и педагогические факторы школьной дезадаптации, их характеристика с учетом возрастных этапов развития личности. Индивидуальные предпосылки развития адаптационных нарушений. Типичны ...

Анализ фортепианных пьес Яна Сибелиуса
Сибелиус очень любил природу, она вдохновляла его на создание прекрасных произведений. Образы финской природы претворены Сибелиусом в четвертой симфонии, симфонической поэме "Caga", "Весна", "Дриада", "Океаниды". В этих произведениях чувствуется влияние импре ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru