Для параметра «оригинальность» получаем меньшее сумма рангов относиться к положительным разностям. При уровне значимости
критическое значение статистики
. Таким образом,
и нулевая гипотеза отклоняется и принимается конкурирующая гипотеза
: «предлагаемая методика способствует улучшению оригинальности мышления».
Таким образом, анализ результатов исследования с помощью критерия Уилкокосона, определяет обоснованные многомерными статистическими методами различия в сторону повышения результатов общей креативности учащихся экспериментальной группы после эксперимента.
Обработку и анализ результатов опытно-экспериментальной работы проведем по следующей схеме.
1. Сравним средние результаты изучаемых параметров (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность) в начале и конце эксперимента у экспериментальной группы. Для этого наглядно представим результаты опытно-экспериментальной работы (диаграмма 2): прямое сравнение, относительный рост, сравнение с нормой.
Диаграмма 2
Результаты оценки изучаемых параметров в начале (тест 1) и в конце эксперимента (тест 2)
В прямом сравнении
Относительное сравнение
Сравнение с нормой
Диаграммы дают наглядную иллюстрацию того, что рост изучаемых параметров в разной степени присутствует довольно ощутимо (от 14% до 224%) . Наибольший рост достигает параметр разработанность, по большей степени это обосновывается тем, что дети при проведении теста 1 не были готовы и привычны к такому роду деятельности, сдерживая свои внутренние возможности, своеобразно «комплексуя», при проведение же теста 2 дети адаптировались к данной деятельности и полностью использовали свой творческий потенциал. До эксперимента отклонение средних показателей от средних показатели КТГМ 8 классов в пределах нормы, хотя и ниже их. После эксперимента показатели так же остались в пределах нормы, но уже выше их.
2. Используя многомерные методы статистического анализа, заключаем, что есть основания на указание существенного различия общей креативности школьников экспериментальной группы до и после эксперимента (см. Приложение 3).
3. Определим характер изменения показателей экспериментальной группы, применив критерий знаков и проанализировав суммарный балл по каждому из параметров. Сформулируем нулевую гипотезу : «предлагаемая методика не способствует улучшению параметров креативности (соответственно беглости, гибкости, оригинальности, разработанности)». Тогда конкурирующая гипотеза
будет определяться следующим образом: «предлагаемая методика способствует улучшению параметров креативности (соответственно беглости, гибкости, оригинальности и разработанности)».
Результаты оценки параметров «беглость», «гибкость», «оригинальность», «разработанность» в начале (тест 1) и конце эксперимента (тест 2)
№ |
беглость |
гибкость |
оригинальность |
разработанность | ||||||||
Тест 1 |
Тест 2 |
Знак |
Тест 1 |
Тест 2 |
Знак |
Тест 1 |
Тест 2 |
Знак |
Тест 1 |
Тест 2 |
Знак | |
1 |
6 |
6 |
0 |
6 |
6 |
0 |
5 |
11 |
+ |
6 |
11 |
+ |
2 |
10 |
10 |
0 |
8 |
8 |
0 |
10 |
24 |
+ |
11 |
24 |
+ |
3 |
10 |
10 |
0 |
5 |
8 |
+ |
10 |
41 |
+ |
17 |
41 |
+ |
4 |
7 |
10 |
+ |
7 |
8 |
+ |
7 |
68 |
+ |
18 |
68 |
+ |
5 |
10 |
10 |
0 |
6 |
8 |
+ |
5 |
32 |
+ |
12 |
32 |
+ |
6 |
9 |
8 |
- |
7 |
8 |
+ |
9 |
30 |
+ |
15 |
30 |
+ |
7 |
9 |
10 |
+ |
5 |
9 |
+ |
7 |
50 |
+ |
14 |
50 |
+ |
8 |
10 |
10 |
0 |
9 |
7 |
- |
10 |
48 |
+ |
8 |
48 |
+ |
9 |
5 |
6 |
+ |
3 |
6 |
+ |
6 |
35 |
+ |
7 |
35 |
+ |
10 |
10 |
10 |
0 |
10 |
9 |
- |
8 |
57 |
+ |
23 |
57 |
+ |
11 |
10 |
10 |
0 |
7 |
8 |
+ |
12 |
46 |
+ |
16 |
46 |
+ |
12 |
10 |
10 |
0 |
8 |
8 |
0 |
9 |
60 |
+ |
13 |
60 |
+ |
13 |
9 |
10 |
+ |
6 |
8 |
+ |
7 |
30 |
+ |
9 |
30 |
+ |
14 |
10 |
10 |
0 |
10 |
9 |
- |
12 |
25 |
+ |
13 |
25 |
+ |
15 |
10 |
10 |
0 |
7 |
9 |
+ |
8 |
26 |
+ |
15 |
26 |
+ |
16 |
6 |
8 |
+ |
2 |
6 |
+ |
0 |
22 |
+ |
6 |
22 |
+ |
17 |
6 |
9 |
+ |
5 |
9 |
+ |
4 |
38 |
+ |
7 |
38 |
+ |
18 |
5 |
10 |
+ |
4 |
9 |
+ |
5 |
28 |
+ |
4 |
28 |
+ |
19 |
6 |
10 |
+ |
6 |
9 |
+ |
11 |
53 |
+ |
10 |
53 |
+ |
20 |
10 |
10 |
0 |
8 |
9 |
+ |
14 |
35 |
+ |
19 |
35 |
+ |
21 |
10 |
10 |
0 |
4 |
8 |
+ |
14 |
63 |
+ |
15 |
63 |
+ |
22 |
5 |
9 |
+ |
5 |
9 |
+ |
7 |
30 |
+ |
7 |
30 |
+ |
23 |
4 |
8 |
+ |
4 |
7 |
+ |
5 |
14 |
+ |
3 |
14 |
+ |
Всего |
11 |
20 |
15 |
23 |
17 |
23 | ||||||
+ |
10 |
10 |
17 |
23 |
23 | |||||||
- |
1 |
3 |
0 |
0 |
Подробно о педагогике:
Модель учебного предмета
Большую роль играет моделирование в предметной, графической или знаковой форме способа решения задачи. Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Поскольку в учебной модели изображается ...
Методы и приемы работы по формированию у детей грамматического строя речи
К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов. Дидактические игры и игры-драматизации проводятся, главным образом, с детьм ...
Результаты экспериментальной работы по эстетическому воспитанию учащихся
10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды
Эксперимент по организации проектной деятельности учащихся 10-11 классов в процессе изготовления одежды проводился с целью проверки эффективности данного метода обучения на базе МОУ средней общеобразовательной школы № 16 г.Славянска-на-Кубани. В эксперименте принимали участие: д.п.н профессор Зареч ...