Новизна курса заключается в применении указанных выше методов и приемов для решения конкретных математических задач, и их использование при разрешении жизненных проблемных ситуаций.
Каждое из занятий состоит из трех взаимосвязанных этапов:
на первом этапе деятельность учителя была направлена на формирование у школьников понимания идеи нового приема;
второй этап направлен на осознание учащимися применения выделенного приема в бытовых ситуациях;
на третьем этапе школьники учились использовать прием при решении конкретных математических задач.
Кроме того, в начале каждого занятия ученикам предлагается проблемная ситуация, попытки разрешения которой зачастую приводят к неэффективному решению, в основном из-за использования только раннее изученных методов или жизненного опыта. В такой работе происходит актуализация знаний, после чего ученики «подталкиваются» педагогом к наиболее оптимальному и эффективному решению, обобщение которого приводит к новому приему активизации мышления.
Данный курс образует комплексную методику развития креативности на основе кружковых занятий по математике в средней школе, благодаря включению в образовательный процесс инструментов ТРИЗ-педагогики.
Таким образом, разработанный курс призван подтвердить гипотетические положения выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в МОУ СОШ с УИОП № 21 г. Кирова и МОУ СОШ № 57 г. Кирова.
В МОУ СОШ с УИОП № 21 г. Кирова был проведен полностью курс «Тренинг креативного мышления» (9 занятий):
в 7-б и 8-б классах с углубленным изучением математики (июнь 2007 г.);
в общеобразовательном 8-в классе (декабрь 2007 г.).
В МОУ СОШ № 57 г. Кирова был проведен краткий курс «Тренинг креативного мышления» (2 занятия) в 10-б классе с профильным уровнем изучения математики (февраль 2008 г.).
Для проверки гипотетических положений был использован комплексный метод, который включает в себя теоретический анализ психологической, педагогической литературы по изучаемой проблеме, включая наблюдение, беседы, формирующий эксперимент, тестирование с применением теста креативности Е. П. Торренса (для 8-в класса), теста Дж. Гилфорда (для 7-б и 8-б классов), статистические методы обработки материалов (статистику Хотеллинга, критерий Уилкоксона).
1. Сравним средние результаты изучаемых параметров (беглость, гибкость, оригинальность) в начале и конце эксперимента отдельно. Для этого наглядно представим результаты опытно-экспериментальной работы (диаграмма 1), рассмотрев в прямом сравнении (слева), и относительный рост уровня креативности по исследуемым параметрам (справа).
В экспериментальной группе по всем трем параметрам наблюдается рост показателей от 4% до 14%.
2. Используя многомерные методы статистического анализа (статистику Хотеллинга), заключаем, что есть основания на указание существенного различия общей креативности школьников экспериментальной группы до и после эксперимента (см. Приложение 2).
Диаграмма 1
Результаты оценки исследуемых параметров в начале (тест 1) и конце эксперимента (тест 2) у экспериментальной группы
3. Определим характер изменения показателей экспериментальной группы, применив критерий Уилкоксона. Сформулируем нулевую гипотезу : «предлагаемая методика не способствует улучшению параметров креативности (соответственно беглости, гибкости и оригинальности)». Тогда конкурирующая гипотеза
будет определяться следующим образом: «предлагаемая методика способствует улучшению параметров креативности (соответственно беглости, гибкости и оригинальности)».
По данным таблицы для параметра «беглость» получаем меньшее сумма рангов относиться к положительным разностям. При уровне значимости
критическое значение статистики
. Таким образом,
и нулевая гипотеза отклоняется и принимается конкурирующая гипотеза
: «предлагаемая методика приобщения школьников к опыту творческой деятельности способствует улучшению беглости мышления».
Подробно о педагогике:
Инновации
в образовании
Новаторство и традиции - две взаимосвязанные стороны развития культуры, характеризующие наличие в них как устойчивых, так и противоречивых моментов. Так, традиция является характеристикой стабильности, устойчивости, инерционности в культуре. Благодаря традиции человечество усваивает культурный опыт ...
Значение формирования математических представлений у детей
Основные задачи специальной (коррекционной) школы VIII вида — максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества. При опр ...
Просторечие как ненормативная форма существования национального языка
Просторечие - социально обусловленная разновидность национального русского языка, в которой реализуются средства, находящиеся за пределами литературной нормы. Просторечие первоначально выступало именно как «простая речь» в отличие от речи изысканной, украшенной, а затем просторечием стали называть ...