Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы

Актуально о образовании » Влияние игрушек на психическое развитие ребенка дошкольного возраста » Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы

Страница 2

Куклы - копии человека имеют предназначение в игре. У традиционной, "прекрасной", куклы большие глаза, обрамленные длинными ресницами, короткий носик, маленький яркий рот. Обязательно роскошные (белые, золотые, рыжие, черные) волосы. Такая кукла обязательно получает имя от своей хозяйки - маленькой девочки. "Прекрасная" кукла может быть принцессой, мамой, дочкой. "Прекрасной" куклой дети восхищаются и немного стесняются ее. В "прекрасную" куклу мальчики, как правило, не играют.

У характерной куклы (это кукла - мальчик или кукла - девочка) выражены определенные человеческие качества: наивность, глупость, озорство и т.д. Эта кукла несет в себе характерологическую заданность, от которой не редко зависит разыгрываемый с ней сюжет. Этих кукол любят все дети.

Куклы - герои народных и авторских сказок несут в себе заданность образа, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре: Иванушка-дурачок, Буратино и Чебурашка всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а Карабас, Колдунья, Баба Яга - плохие, злые несправедливые и лживые. Ребенок приписывает положительный характер кукле множество положительных черт, а отрицательным чертам - негативные. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного способа взаимодействия с ними.

Благодаря тому, что куклы - герои сказок несут в себе эталонность нравственного облика, ребенок сосредотачивает на них весь свой моральный опыт. Игра с такими куклами становится своеобразной школой социальных отношений. То же можно сказать о кукольных зверюшках. Любимая игрушка учит ребенка доброте, способности отождествляться как с куклой, так и с людьми.

Существует группа игрушек-друзей. Сейчас они могут быть и механическими - тамагочи и плюшевыми, или это кукла - Барби, многими детьми воспринимается как старшая подруга, или трансформер. Наличие или отсутствие такой игрушки говорит о степени одиночества ребенка и его доверии к окружающему миру. К таким игрушка необходимо относится крайне осторожно, они помогут послужить растлителем для детской психики. Но не все так плохо. У нас есть хорошие, мудрые игрушки. В магазинах можно найти Филю, Степашку, Хрюшу, Каркушу, которые учат не обманывать и не предавать.

В самом деле, зачем благополучному чаду делиться секретами с меховой собакой - он лучше расскажет другу или родителю. Если у ребенка есть игрушка-друг, с которой он откровеннее, чем с мамой - маме есть о чем задуматься. Как правило, это глубоко чувствующие, мудрые, рано повзрослевшие дети, которые не стремятся поделиться своими переживаниями. Таким образом, родители могут мягко, но существенно направлять развитие ребенка с помощью хорошо выбранных игрушек. Главное - соблюдать меру, чтобы не получилось "однобокой" личности, и пусть игрушек будет чуть меньше, чем хочется ребенку - есть стимул для развития и контакта с реальным миром.

Много радости в детскую жизнь вносят игрушки - забавы, назначение которых - вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением, например: танцующий поросенок, крякающая утка, хлопушка, пищалки. Веселые игрушки предназначены не для игры, а скорее для развлечения; их образ законченный, неизменный: птицы только клюют, поросенок только танцует. Это смешные, забавные фигурки людей, животных с фиксированным движением. Они несут свое начало от народной игрушки. Тонкий юмор, заложенный в народных игрушках, педагог должен чувствовать, понимать и учить этому детей.

Большой интерес представляют и забавные заводные игрушки (заяц - барабанщик, кувыркающаяся обезьяна и др.), принцип действия у них разный, а задача одна - повеселить детей, создать радостное настроение.

Игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре - подлинном или мнимом. Подлинная игрушкам утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. Игрушка всегда выполняет и психотерапевтическую функцию - помогает овладеть ребенку собственными желаниями, страхами. Страх темноты можно победить с помощью деревянного меча. Иногда ребенок может сам найти "игрушки" - предметы - функционеры, часто неосознанным его потребностям. Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка, гвоздик, тряпочка и пр. наделяются особыми свойствами, переживаниями, смыслами.

Таким образом, можно сделать вывод, что игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Мотивы учения младших школьников и их формирование
В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ребенка различный смысл. Ребенок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы же могут быть различными. Мотив может быть в том, чтобы не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей отметкой. Объективно во в ...

Возрастные особенности личности в развитии эмоционально-волевой сферы
Направленность личности старшеклассников. Юношескому возрасту присущи своеобразные черты. Прежде всего, надо отметить некоторые особенности роста и физического развития в этом возрасте. Заметное преобладание увеличения роста над приростом веса уже к концу подросткового возраста постепенно уменьшает ...

Сказка – сокровищница народной мудрости
Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира. Сказка всегда бытовала в разновозрастной аудитории и только в 20 веке стала в основном принадлежать детям. В детских сказках можно выделить три группы произведений. К первой группе относятся сказки взрослых для дете ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru