Эстетическое развитие ребенка

Актуально о образовании » Эстетическое развитие ребенка

Страница 3

Могучий природный инстинкт подталкивает талантливых детей к тренировке отдельных структурных элементов психики, ответственных за творческое поведение. В течение нескольких дней ребенок может упорно повторять одно и то же действие, шлифуя и тренируя какое-либо из своих чувств, например, чувство ритма, а спустя некоторое время с таким же упорством и видимым удовольствием начинает тренировать чувство соразмерности. Эта особенность детского поведения использовалась при разработке программы первого этапа обучения (тематический блок «Подарки природы»).

Проявление стремлений, чувств и возможности инструментов, подаренных природой, универсальны. Чувство соразмерности, ритма, образное мышление, воображение, интуиция, нравственное чувство - одинаково необходимые инструменты для выражения чувств и мыслей во всех видах творчества. Если они нашли развитие, например, в танце, то и в изобразительной деятельности, в музыкальном и литературном творчестве они также найдут применение и выход. На этом базируется представление 1 об универсальности механизма таланта, находит объяснение синкретизм восприятия и творческих действий талантливых детей. Опираясь на это, программа предлагает подключение врожденных потенций к развитию через разносторонние виды творческих действий.

Жизнь человека, как и все живое, подвержена биологическим ритмам. Природа заложила в человека неизбежность спадов и подъемов, взлетов и падений. Периоды вдохновения сменяются творческими кризисами, амплитуда колебаний между спадом и подъемом тем значительней, чем выше одаренность личности. Многие талантливые дети во время творческого кризиса испытывают глубокое разочарование, подавленность, прекращают занятия искусством. Мало того, педагоги, ориентированные на успехи, рекорды и победы в конкурсах, теряют интерес к ребенку. считают, что талант ушел, тем самым усиливают переживания, чувство вины, надламывают психику.

С творческим кризисом безуспешно борются, стремятся преодолеть. Для периода подъема характерен яркий эмоциональный отклик на явления жизни, который находит выражение в творчестве. Граница между подъемом и спадом размыта. Наблюдения за работой талантливых детей в период творческого спада дают представление о его трехчастной структуре:

• постепенное угасание эмоционального отклика на явления жизни, затруднение с творческой деятельностью, выражающееся в увеличивающейся дисгармонии в соотношении формы и содержания;

• пауза, когда ни принуждения, ни необходимость, ни волевые усилия не способны заставить человека заниматься творчеством;

• созерцание, наблюдения, накопление знаний, чувств, формальных умений.

Автор программы делает предположение, что природа отвела спаду очень важную роль периода накопления впечатлений и знаний, который можно сравнить со вдохом. Через некоторое время впечатления, перебродив, выплескиваются в творчестве во время подъема. И это можно сравнить с выдохом. При правильном отношении к периоду спада человек входит в новый творческий период обогащенным готовым к качественному росту. При неверном отношении творческая пауза может надолго затянуться, а творческий рост становится проблематичным.

Программа содержит задания, рассчитанные на детей, находящихся в состоянии творческого спада, они основаны на созерцании и спокойном взаимодействии ребенка с материалом, а не на эмоциональном отклике, характерном для периода подъема.

Итак, мы приблизились к выводу, основные положения которого совпадают с концепцией универсального механизма таланта В. Клименко и И. Акимова:

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Становление и развитие школ в России
Говоря о развитие системы школьного образования и педагогики в России, следует отметить активную разработку идей воспитания в российской педагогике. В России с самых давних времен открывались школы, так, например, сохранились сведения об открытии школ для 300 детей в Новгороде в 1030 году. Вместе с ...

Причины возникновения неврозоподобной формы заикания
Неврозоподобная форма заикания характеризуется тем, что речевые запинки проявляются в любой обстановке, как наедине с самим собой, так и в обществе. Известно, что данная форма встречается в 51, 4% случаев, нежели невротическая и смешанная. Неврозоподобное заикание возникает на фоне явлений органиче ...

Значение музыкального и художественного оформления внеклассных мероприятий
Стержнем воспитательных систем многих школ стали богатые традиции коллективных творческих дел. Они обеспечивают демократичность поведения всех участников воспитательного процесса, особый школьный дух, школьный патриотизм, сотрудничество во взаимодействии «учитель – ученик - родитель», возвращение в ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru