Эстетическое развитие ребенка

Актуально о образовании » Эстетическое развитие ребенка

Страница 3

Могучий природный инстинкт подталкивает талантливых детей к тренировке отдельных структурных элементов психики, ответственных за творческое поведение. В течение нескольких дней ребенок может упорно повторять одно и то же действие, шлифуя и тренируя какое-либо из своих чувств, например, чувство ритма, а спустя некоторое время с таким же упорством и видимым удовольствием начинает тренировать чувство соразмерности. Эта особенность детского поведения использовалась при разработке программы первого этапа обучения (тематический блок «Подарки природы»).

Проявление стремлений, чувств и возможности инструментов, подаренных природой, универсальны. Чувство соразмерности, ритма, образное мышление, воображение, интуиция, нравственное чувство - одинаково необходимые инструменты для выражения чувств и мыслей во всех видах творчества. Если они нашли развитие, например, в танце, то и в изобразительной деятельности, в музыкальном и литературном творчестве они также найдут применение и выход. На этом базируется представление 1 об универсальности механизма таланта, находит объяснение синкретизм восприятия и творческих действий талантливых детей. Опираясь на это, программа предлагает подключение врожденных потенций к развитию через разносторонние виды творческих действий.

Жизнь человека, как и все живое, подвержена биологическим ритмам. Природа заложила в человека неизбежность спадов и подъемов, взлетов и падений. Периоды вдохновения сменяются творческими кризисами, амплитуда колебаний между спадом и подъемом тем значительней, чем выше одаренность личности. Многие талантливые дети во время творческого кризиса испытывают глубокое разочарование, подавленность, прекращают занятия искусством. Мало того, педагоги, ориентированные на успехи, рекорды и победы в конкурсах, теряют интерес к ребенку. считают, что талант ушел, тем самым усиливают переживания, чувство вины, надламывают психику.

С творческим кризисом безуспешно борются, стремятся преодолеть. Для периода подъема характерен яркий эмоциональный отклик на явления жизни, который находит выражение в творчестве. Граница между подъемом и спадом размыта. Наблюдения за работой талантливых детей в период творческого спада дают представление о его трехчастной структуре:

• постепенное угасание эмоционального отклика на явления жизни, затруднение с творческой деятельностью, выражающееся в увеличивающейся дисгармонии в соотношении формы и содержания;

• пауза, когда ни принуждения, ни необходимость, ни волевые усилия не способны заставить человека заниматься творчеством;

• созерцание, наблюдения, накопление знаний, чувств, формальных умений.

Автор программы делает предположение, что природа отвела спаду очень важную роль периода накопления впечатлений и знаний, который можно сравнить со вдохом. Через некоторое время впечатления, перебродив, выплескиваются в творчестве во время подъема. И это можно сравнить с выдохом. При правильном отношении к периоду спада человек входит в новый творческий период обогащенным готовым к качественному росту. При неверном отношении творческая пауза может надолго затянуться, а творческий рост становится проблематичным.

Программа содержит задания, рассчитанные на детей, находящихся в состоянии творческого спада, они основаны на созерцании и спокойном взаимодействии ребенка с материалом, а не на эмоциональном отклике, характерном для периода подъема.

Итак, мы приблизились к выводу, основные положения которого совпадают с концепцией универсального механизма таланта В. Клименко и И. Акимова:

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Урок для современного ребенка
Однако необходимо отметить, что нынешние малыши-шестилетки сильно отличаются от своих предшественников. Дошкольник, принимаемый в первый класс, имеет достаточно определенное представление о мире. В отличие от ребенка дотелевизионной эпохи, современный ребенок большую часть организованной информации ...

Характеристика инновационных направлений физического воспитания школьников
В.К. Бальсевич выдвинул гипотезу, согласно которой основной причиной неудач в реформировании физического воспитания является общая для современной педагогики нерешенность проблемы сочетания массовости образования в подавляющем большинстве учебных заведений разных типов, базирующаяся на школьном кла ...

Педагогическая наука в XIX веке
С XVIII века начинается профессиональная подготовка учителей. В 1732 году, в частности, открывается первая учительская семинария в Германии (г. Штеттин). В 1779 году учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете, а с 1804 года последовало открытие в России педагогич ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru