Формирование звуковой стороны речи в онтогенезе

Страница 7

Язык заполняет большую часть ротовой полости, что ограничивает его двигательные возможности. Он оттянут назад и плохо продвигается вперёд, что искажает произношение. По этой же причине язык до того, как ребёнок овладеет жеванием, всегда диффузно напряжён и всей своей массой приподнят к нёбу, что придаёт всем звукам мягкость.

При артикуляции язык недостаточно плотно примыкает к надлежащим пунктам зубов, дёсен, нёба; губы смыкаются слабо, а мягкое нёбо мало поднимается. Полное или частичное отсутствие зубов во время смены молочных также затрудняет чёткое произношение некоторых звуков, особенно свистящих.

Вследствие отсутствия сильных, точных движений и смыканий органов речи все звуки у ребёнка до 3-х лет смягчены, не дифференцированы и неясны. Постепенно к 5 годам эти несовершенства сглаживаются, и артикулирование становится правильным.

Так же в свою очередь, дыхание ребёнка в своём развитии сильно изменяется. У новорождённого из-за почти перпендикулярного положения рёбер в отношении позвоночника грудная клетка приподнята (рёбра не могут опускаться) и при вдохе почти не расширяется - действует только диафрагмальное дыхание. Но с дальнейшим развитием, рёбра принимают саблевидную форму, грудь опускается.

К 3-7 годам создаются условия для грудного дыхания, сочетающего с диафрагмальным.

У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:

1. Очень слабый вдох и выдох что ведёт к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.

2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, "заглатывает" конец слова или фразы.

3. Неумелое распределение дыхания по словам. Дитя выдыхает в середине слова (мы с мамой пой - (вдох) - дём гулять).

4. Торопливое произношение фраз без перерыва и на вдохе, с "захлёбыванием".

5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

Работа голосового аппарата недостаточная, так как дифференцированность работы коры больших полушарий, её несовершенная регуляция голосом и несовершенство голосового аппарата создают ряд возрастных своеобразий голоса. У дошкольников гортань мало развита, голосовые связки короткие, голосовая щель узкая. Слабо развиты и резонирующие носовая, гайморовы и лобная полости. Всё это обуславливает высокий регистр, бледный тембр, слабость и музыкальную бедность детского голоса.

Голос малыша то крикливый, то наоборот очень слабый (до шепота), то хриплый, то дрожащий или срывающийся с низких тонов на высокие. Иногда дети говорят низким хриплым голосом ("детским басом") вследствие недостаточного напряжения голосовых связок.

У дошкольников, особенно в младшем возрасте, вследствие ещё недостаточного развития тормозных процессов в коре больших полушарий подкорковые процессы слабо регулируются корой. Поэтому вся его деятельность ярко эмоциональна. Это эмоциональность в речи выражается интонациями, т.е. разнообразными изменениями голоса. Интонация - своеобразная мелодия речи, выражающаяся в гибкости голоса (изменение его тембра и тона даже в пределах одного слога).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Подробно о педагогике:

Цель, задачи, методы и организация исследования
Цель исследования – выявить динамику физической подготовленности студенток специализирующихся по циклу «оздоровительный фитнесс». Задачи исследования – студенток специализации «оздоровительный фитнесс». 1. Исследовать начальный уровень физической подготовленности студенток. 2. Анализ динамики показ ...

Цель, задачи, методика и содержание формирующего эксперимента
На основе полученных и сделанных выводах нами была поставлена цель: разработать и апробировать систему занятий и игр, способствующих развитию образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора. Для достижения цели, были поставлены следующие задачи: 1) выделить направления и этапы ра ...

Принципы синергетики и проблема управления образованием
Синергетика в сфере образования и педагогики несет большой эвристический потенциал, дает не только новый язык для перевода известных положений и терминов, но и эволюционную методологию управления образовательным процессом с учетом феноменов самоорганизации в образовательном пространстве. Методологи ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru