Формирование звуковой стороны речи в онтогенезе

Страница 9

Аналогично искажаются свистящие звуки. Пропускаются (абака - собака, амок - замок, веток - цветок), заменяются: [с] заменяется на [ф] (фобака - собака); [з] - [в] (вамок - замок); [ц] - [ф] (фыплёнок - цыплёнок) и [с] - [т] (тобака - собака); [з] - [д] (дамок - замок), [ц] - [т] (тветок - цветок).

Трёхлетние дети часто не произносят звуки [р], [л], т.е. они пропускаются (ампа - лампа, ука - рука); заменяют их другим звуком: [л’] (лямпа - лампа, люка - рука) или [й] (ямпа - лампа, юка - рука).

Отмечается замена заднеязычных звуков переднеязычными: [к] - [т], [г] - [д] (торова - корова, дулять - гулять).

Она также отмечает, что произнесение слов в этом возрасте тоже имеет особенности. Маленький ребёнок один и тот же звук в одном сочетании произносит, а в другом искажает, либо совсем пропускает. Например, легко произносит [р] в сочетании с гласными звуками (рука, роза), и не выговаривает в сочетании с согласными (тамвай - трамвай, клыша - крыша). Малышам с трудом даётся произношение двух-трёх рядом стоящих согласных звуков, и как правило, один из этих звуков или пропускаются, или искажаются, хотя изолированно ребёнок эти звуки произносит правильно. Часто в слове один звук, обычно более трудный. Заменяется другим, имеющимся в этом же слове ("мумага", "бабака" и т.п.). Иногда эти замены не связаны с трудностью произношения звука: просто один звук уподобляется другому, потому что ребёнок быстрее уловил его и запомнил. Очень часто дети делают перестановку звуков и слогов в словах: "клювка - клюква, аплесин - апельсин". [6].

В возрасте 4 - 4,5года в речи почти исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих. У большинства уже появляются шипящие звуки [ш], [ж], [ч], сначала они звучат нечисто, но постепенно дети овладевают ими вполне, хотя для этого возраста характерна неустойчивость произношения. Дети произносят то правильно: "сейчас", а через минуту "сейцас", или "жук зуззит". В одном звукосочетании ребёнок звук произносит, а в другом ещё нет. "Мальцик", и тут же "часы". Интересно, что у некоторых детей этого возраста наблюдается непомерно частое использование звуков [р], [ш], [ж], когда они переходят к правильному произношению этих звуков, например: "горубой" (голубой), "родка" (лодка), "шад" (сад), "жонтик" (зонтик) и т.п. ребёнок заменяет новым звуком те звуки, которые сами раньше являлись заменителями. Если вместо [р] он произносил [л], то теперь он делает обратную замену, не сразу понимая, где она нужна, а где - нет.

Большинство детей этого возраста уже произносят звук [р], но он ещё недостаточно автоматизирован в речи. Пропускается звук [р] в словах редко, чаще он заменяется другими звуками: [л], [л’], [j].

И только к 5 годам (по мнению М.Ф. Фомичёвой, глава "Средняя группа" [6]) у детей уже более чётко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы, а в связи с этим улучшается и звукопроизношение:

1. исчезает смягчённое произношение согласных звуков;

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Подробно о педагогике:

Роль наглядных пособий при формировании лексических навыков у учащихся 3-х классов
Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае языка – позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности. С помощью предметных картинок и тематических картин ...

Ключевые психологические идеи тренинга
Современный мир стремительно меняется. И на учебе, и на работе, и в быту человек раз за разом сталкивается с новыми ситуациями, в которых велика степень неопределенности, нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к успеху. В рамках выпускной квалификационной работы разработан ...

Результаты диагностического исследования
Результаты исследования по методике №1. "Классификация" представлены в таблице 1. Таблица 1 Методика №1. "Классификация" Результаты исследования Уровень развития Высокий Средний Низкий Количество детей 0 10 10 По данным таблицы 1, низкий уровень отмечается у 50% детей (10 челове ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru