Педагогический эксперимент проводился на базе Миасского педагогического колледжа. В ходе исследования мы выяснили степень сформированности у учащихся педагогического колледжа потребности в саморазвитии, самоорганизации. Опрос показал, что у подрастающего поколения не сложилось четкого представление о целях учебы. Образованность оказалась оторванной от культуры.
Таблица 1 Ответы на вопрос о целях учебы
Содержание целей |
Доля, % |
Стать образованным человеком |
58 |
Узнать свои задатки, способности |
31 |
Научиться постоянно совершенствовать свои умения |
26 |
Научиться умело приспосабливаться к требованиям жизни |
25 |
Получить свидетельство об окончании колледжа |
17 |
Стать культурным человеком |
16 |
Узнать законы, определяющие жизнь человека |
5 |
Стать отличником |
2 |
Данные результаты опроса представим графически.
Рисунок 1. Цели учебы
Из анализа ответов следует, что пока в процессе учебы у учащихся не удается сформировать представление о сути культуры, ее роли в жизни человека. В итоге у многих учащихся отсутствует потребность постоянно повышать свою культуру. Отсутствует осознанный выбор норм, правил поведения для решения различных проблем взаимодействия с природой, техникой, разными людьми. Ценным оказалось то, что каждый третий респондент указал потребность в познании своих индивидуальных задатков и способностей. Не понимая связь образования с культурой, учащийся не может стать субъектом саморазвития. Также исследование выявило, что большинство студентов колледжа не понимает роли самоорганизации в преодолении различных трудностей. Выяснилось, что учащиеся предпринимают какие-либо действия, направленные на повышение качества учебы, при следующих условиях (см. рисунок 2):
Рисунок 2. Условия действий, направленных на повышение качества учебы
При этом оценивают эффективность своих усилий, связанных с решением учебных проблем следующим образом:
Рисунок 3. Эффективность усилий, связанных с решением учебных проблем
Каждый пятый учащийся колледжа пока не стремится самостоятельно совершенствовать свою учебную деятельность. Более трети учащихся при возникновении учебных затруднений сразу же обращается за помощью к учителю, показывая отсутствие установки и навыка решения возникающих трудностей без помощи со стороны.
Обязательным условием эффективности формирования культурных навыков у подрастающего поколения выступает обеспечение единства требований, тесное взаимодействие семьи и колледжа. В то же время, результаты социологических исследований, систематически проводимых в учебных заведениях города, показывают, что значительная часть взрослых (как родителей, так и педагогов) затрудняется четко назвать цели семейного воспитания, те качества, которые должны быть сформированы у ребенка к определенному возрасту. Представления о наиболее эффективных методах воспитания и обучения у большей части родителей носят весьма противоречивый характер. С одной стороны, многие признают неэффективность жестких методов воздействия на ребенка, с другой, редко могут назвать иные, дающие желаемый результат. Причина современных проблем воспитания и обучения также кроется в появлении качественно новых требований, которые стала предъявлять к человеку современная жизнь. Она по - иному ставит проблему сочетания традиционного и нового в семейном и общественном воспитании, требует профессионального объединения усилий всех субъектов образовательного процесса для обеспечения получения нового результата. Необходимо отметить тот факт, что содержание самостоятельной работы полностью направлено на реализацию её целей. Это является основополагающим при рассмотрении проблем эффективного применения самостоятельной работы учащихся как при изучении математики в школе, так и при обучении всем другим дисциплинам. Рассмотрим различные аспекты данного вопроса.
Подробно о педагогике:
Развитие техники письма
Техника письма предполагает владение навыками каллиграфии, графики, орфографии, пунктуации. Формирование навыков каллиграфии графики осуществляется на начальном этапе. Каллиграфия (от греч. кalligraphia – красивый почерк) связана обучением учащихся правильному начертанию букв и разборчивому письму. ...
Внеклассная работа по физическому воспитанию
К внеклассной работе в школе относятся массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. Основными задачами внеклассной работы является: удовлетворение потребностей школьников в регулярных занятиях по физическому совершенствованию; дать возможность проявить им свой физический потенциал в р ...
Возрастные особенности личности
Учет возрастных особенностей ребенка является одним из главных педагогических принципов. Возрастная периодизация дает необходимые знания каждого этапа развития личности. В истории педагогики первым, кто определил и обосновал особенности каждого возрастного этапа, был чешский педагог Ян Амос Коменск ...