Особенности логопедической работы по формированию образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР

Актуально о образовании » Формирование образно-выразительных средств речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе обучения монологическому высказыванию » Особенности логопедической работы по формированию образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР

Страница 10

– наличие представлений у детей о средствах выразительности;

– понимание детьми смыслового богатства слова; смысловой близости и различия однокоренных синонимов, понимание словосочетаний в переносном значении;

– понимание и овладение переносным значением многозначных слов;

– способность детей воспринимать, выделять и замечать средства художественной выразительности;

– использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);

– владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении;

– умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов);

– использование в речи синонимов и антонимов.

Методика работы со сказкой.

Формировать образную речь детей мы решили при помощи волшебной сказки. Выбор данного литературного жанра не случайный. Именно в волшебной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности. Именно волшебная сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Волшебная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение.

Волшебная сказка – великолепный учитель, лекарь душ, просто добрый и умный собеседник. Значение сказки различно для разных людей и даже для одного и того же человека в различные периоды его жизни – от раннего детства и до старости. Она – как бесценный клад, из которого каждый возьмет только то, что ему необходимо, что он способен понять, усвоить, оценить. Но наиболее ценны и необходимы уроки волшебных сказок детям.

Волшебная сказка отражает культурное наследие человечества, веками отсеивая наносное, неважное и бережно храня крупицы истинно ценного. Сказка способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей ребенка, она помогает ему взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию, эмпатии. Герои волшебной сказки всегда имеют четкую моральную ориентацию. Здесь нет места полутонам. Добрый – или злой, хороший – или плохой. В стороне остаться невозможно. При этом положительный герой волшебной сказки всегда находится в более выгодной, интересной, привлекательной позиции, поэтому чаще ребенок отождествляет себя именно с ним. Положительный герой притягивает ребенка на свою сторону – сторону добра, тем самым прививая ребенку тягу к добру, к воспитанию у себя положительных качеств.

Для того чтобы восприятие волшебных сказок было более глубоким, а речь образной, яркой нами был разработан план работы по формированию образности у детей экспериментальной группы.

Система работы по формированию образно-выразительных средств речи велась в двух направлениях:

1. Обучение на специально-организованных занятиях.

2. Обучение и закрепление знаний детей в повседневной жизни.

Знакомство ребёнка со сказкой начиналось с выразительного чтения её взрослым. Исходя, из поставленных перед нами задач, мы использовали сочетание разных методов.

I. Целенаправленное наблюдение. В этом методе воспитатель совместно с детьми рассматривал, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические пассажи, драматические повороты сюжета). Учили детей словесному рисованию по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Подробно о педагогике:

Состояние дошкольного образования в г. Зеленогорске Красноярского края
По оценкам специалистов Департамента образования Красноярского края город Зеленогорск имеет лучшие в крае показатели по обеспеченности населения услугами дошкольных учреждений. Весной 2009 года на выездном совещании в Зеленогорске полпред губернатора края Вадим Медведев подводил итоги реализации кр ...

Система работы по коррекции тревожности у младших школьников
Далее нами была отобрана группа детей из двух классов с высоким уровнем тревожности, негативно влияющим на успеваемость, в количестве 14 человек. Таким образом, группу для коррекционной работы составили дети, которые учатся на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» и имеют высокий уровень трев ...

Эстетическое воспитание учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды как социально-педагогическая проблема
В наше время, в условиях интенсивного развития конкурентной борьбы за рынок сбыта, проблема эстетического воспитания является особой. Оно развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное. При эстетическом воспитании, вооружение учащихся эстетическими знаниями и навыками, включение его в лич ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru