Особенности логопедической работы по формированию образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР

Актуально о образовании » Формирование образно-выразительных средств речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе обучения монологическому высказыванию » Особенности логопедической работы по формированию образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР

Страница 15

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Все вышеперечисленные формы работы указывают на это, остается разработать комплексную методику их применения.

Использование в обучении разнообразных сюжетно-ролевых игр, включающих разноплановые жизненные ситуации, оказывает благотворное влияние на развитие у детей чувства эмпатии, активизацию широкого спектра вербальных средств, в частности, эмоциональной лексики, которая способствует более полной и точной характеристике своих и чужих чувств, эмоциональных состояний, а также оценке происходящих событий. Речь детей постепенно характеризуется последовательностью изложения мыслей, интонационной выразительностью, в самостоятельных высказываниях дети используют различные паралингвистические средства выражения: мимику, пантомимику.

В результате специальной, целенаправленной работы с детьми, имеющими ОНР (III уровень), у них происходит автоматизация слов, обозначающих эмоции, и осуществляется введение их в экспрессивную речь. В процессе реализации основной цели достигается расширение диапазона эмоциональной лексики за счет нюансирующих лексем, что позволяет дошкольникам свободно владеть данной лексикой и применять ее в связной речи.

Таким образом, систематическая, поэтапная, специально организованная коррекционная работа по формированию образно-выразительных средств речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) позволяет качественно и количественно изменить уровень их развития и речевого общения в целом.

Настоящий параграф посвящен проведению контрольного этапа эксперимента с целью выявления динамики развития образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР (III уровень).

Контрольный этап эксперимента осуществлялся нами в мае 2010 года.

Цель контрольного этапа эксперимента – проследить динамику сформированности образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР (III уровень) по сравнению с констатирующим этапом эксперимента, а также сделать выводы об эффективности представленной системы логопедической работы по формированию образно-выразительных средств речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).

После проведенной коррекционной работы необходимо было сделать контрольное изучение уровня развития образно-выразительных средств речи у дошкольников экспериментальной группы.

Детям была предложена та же система диагностики с аналогичными сериями заданий.

Результаты обследования мы занесли в таблицу 7.

Таблица 7

Диагностика сформированности образно-выразительных средств речи у дошкольников экспериментальной группы с ОНР (III уровень)

Фамилия, имя ребенка

I

серия

II серия

III серия

IV серия

V серия

Алексей Ц.

3

5

5

5

5

Михаил А.

5

3

5

3

3

Настя Н.

3

5

3

5

3

Данил К.

5

3

5

3

3

Григорий Г.

3

5

3

5

5

Средний балловый показатель

3.8

4.2

4.6

4.2

3.8

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Подробно о педагогике:

Макроуправленческая деятельность в образовании: содержание и механизмы
Управление национальной системой образованияможет быть рассмотрено как совокупная деятельность по проектированию, организации, нормированию и развитию различных, но тесно взаимосвязанных объектов. Речь, прежде всего, идет о различных типах управления, направленных на различные сферы образовательног ...

Лингвистические основы обучения орфографии в школе
педагогический орфографический грамотность школьник «Современное письмо состоит из трёх частей, построенных одна на другой: алфавита, графики и орфографии»; в начальных классах необходимо обучать детей письму во всех элементах, в их взаимосвязи. И методика правописания не должна отгораживаться от б ...

Активные формы и методы обучения
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компе ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru