Особенности развития орфографической интуиции

Страница 2

Чувство языка - феномен интуитивного владения языком, проявляющийся в понимании и использовании идиоматических, лексических, стилистических и прочих конструкций еще до целенаправленного овладения языком в обучении. Представляет собой обобщение на уровне первичной генерализации без предварительного сознательного вычленения элементов, входящих в это обобщение. Формируется в результате стихийного овладения речью и базовыми когнитивными операциями. Обеспечивает контроль и оценку правильности и привычности языковых конструкций.

Н.Д. Голев в своей монографии "О природе орфографической интуиции" выделяет факторы, формирующие фонематическую интуицию [12].

Генетическая память, предполагающая, что слово несет в себе следы своего прошлого, своих национальных истоков и что языковое сознание в свое глубине хранит некие архетипы, опираясь на которые оно способно непроизвольно реагировать на такие "следы". Несомненно, что они ("следы") существуют в языковом сознании в синхронизированном виде.

Высшая форма синхронизации генетического - чувство структуры слова на разных ее уровнях. Такое чувство, несомненно, является и результатом чувственного обобщения синхронного рече-языкового материала

Перевес синхронной детерминации над этимологической явственно ощущается в воздействии на идентификацию фонемы синхронных ассоциаций.

"Сам по себе факт, что орфографическая интуиция существует и помогает многим людям не делать ошибок в словах с орфограммами, которых они не помнят, не знают, еще не изучали, - бесспорен. Потенциальная возможность обращения к такой интуиции для каждого ребенка индивидуальна. У некоторых детей легко осуществляется доступ к информации, лежащей на подсознательном уровне. Вполне вероятно, что в подсознании хранится зрительный образ каждого слова, которое человек видел хотя бы один раз в жизни.

У других детей доступ к подсознанию практически перекрыт, мостик утерян или не был наведен. В этом случае ребенок не имеет доступа и к соответствующей орфографической информации. Тогда без правила и умения его применять, на первых порах вообще не обойтись и приходится говорить о слабо развитой орфографической интуиции или даже о ее отсутствии. Однако орфографическая интуиция, как и любое свойство человеческой психики, - безусловно, вещь развиваемая" [40].

О важности чувственного образа в усвоении языка говорил еще в свое время В. Гумбольдт, указывая на существование в душе человека некоего "инстинкта", без которого сознательная работа человека при овладении языком не может быть успешной: "Язык следует рассматривать, по моему глубокому убеждению, как непосредственно заложенный в человеке, ибо сознательным творением человеческого разума язык объяснить невозможно. этому невозможно научиться, это должно быть присуще человеку". О соотношении в языке сознательного и бессознательного были разработаны вопросы И.А. Бодуэном де Куртенэ: по мысли лингвиста, влияние сознания на язык "сравнительно не очень могущественно", а следовательно, основу языка составляет сфера бессознательного. Процессы анализа и осознавания знаний о языке обычно увязываются с разграничением интуитивной информации, которой оперируют обучаемые, и осознаваемыми знаниями о языке, правилами, сформулированными вербально. Причем значительная часть известного говорящим на родном языке об используемом им языке не поддается вербализации; мы не всегда знаем правила, которые мы используем при порождении речи.

В лингвистике и психолингвистике активно разрабатывается вопрос, касающийся языкового сознания, или метаязыкового сознания, под которым понимается "область рационально-логического, рефлексирующего языкового сознания, направленная на отражение языка-объекта как элемента действительного мира". Исследования по данному вопросу можно найти в работах В.Г. Костомарова, С.Е. Никитиной, Г.А. Чупиной, А.А. Залевской,

О.И. Блиновой, А.Н. Ростовой и др. На дограмматическом этапе изучения родного языка успех обучения во многом зависит от речевого опыта учащегося, его языкового чутья, "словесного инстинкта", "подсознательной грамматики". Раскрывая природу языкового чутья, психологи указывают, что родной язык первоначально усваивается человеком на уровне чувства. И лексическое и грамматическое значение языка человек чувствует задолго до того, как начинает осознавать их, мыслить о них. Л.П. Федоренко указывает, что в основе языкового чутья лежит бессознательное запоминание языковых норм: "Именно память человека - тот "рабочий механизм", который позволяет удерживать идеальные знаки родного языка и оперировать ими в речи… Память - основа чувства языка". А так же подсознательное обобщение или "чувство орфографической формы" выражается в том, что ученик логически не может обосновать написание слова, хотя пишет правильно. Орфографическая интуиция возникает, как правило, на основе зрительно воспринимаемых образов вместе с пониманием значений этих образов. И здесь большую роль играет чтение. Чем больше и "качественнее", читает ученик, тем грамотнее он пишет. Объясняется это тем, что чтение и письмо - виды речи, тесно связанные. Если при письме осуществляется прямая перекодировка звуковых сигналов в графические, то при чтении происходит обратная перекодировка. Таким образом, включающиеся в работу во время чтения зрительная память способствует повышению уровня орфографической грамотности. Процессы памяти, направленные на запечатление орфографических форм слова, неотделимы от процесса понимания их значений. Поэтому в качестве материалов для упражнений на развитие орфографического чутья обычно предлагается использовать тексты из художественных произведений читаемых детьми.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта и особенности усвоения ими математических знаний
Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Исследования В.А. Крутецкого показали, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необхо ...

Развитие техники письма
Техника письма предполагает владение навыками каллиграфии, графики, орфографии, пунктуации. Формирование навыков каллиграфии графики осуществляется на начальном этапе. Каллиграфия (от греч. кalligraphia – красивый почерк) связана обучением учащихся правильному начертанию букв и разборчивому письму. ...

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников
Задачи и содержание семейного воспитания глухих и слабослышащих детей зависят от возраста. С ростом и развитием ребенка педагогические приемы усложняются, появляются новые направления педагогических воздействий. При активной помощи специалистов растут опыт и педагогическая культура родителей ребенк ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru