Орфографическая работа на материале текстов для чтения может осуществляться с использованием разных форм и приёмов. Например, так называемое орфографическое чтение. Орфографическая подготовка здесь ничто иное, как код перехода от слышимых слов к видимым. С самых первых моментов обучения чтению нужно, чтобы дети усвоили два типа чтения - орфоэпическое и орфографическое: "прочитай, как говоришь", "прочитай, как пишешь". Полезными упражнениями являются всевозможные выписывания и переписывания слов, предложений и отрывков текстов из "Родной речи". Часто такие задания носят поисковый характер: выписать слова с данной орфограммой; выписать предложения с родственными словами и т.д. Отрывки из изучаемых произведений можно использовать в качестве письма по памяти, диктовки. Можно использовать приём "воображаемого письма". В читаемом тексте учитель обращает внимание учеников на трудное по написанию слово. Предлагается прочесть слово медленно, прослеживая его звуко-буквенный состав, и, закрыв глаза, медленно его "написать". Затем дети открывают глаза и, проверяя себя, перечитываёт слово с доски. При этом на доске даётся рукописный вариант написания, которым пользовались дети в своём воображаемом письме. Такое упражнение акцентирует внимание читающих учеников на трудных по написанию словах, способствует их запоминанию.
Орфография усваивается через чтение не только путём механического запоминания графической формы слова, но и путём практических обобщений, возникших в сознании ребёнка. Суть этих обобщений состоит в том, что дети путём внимательного чтения и наблюдений над текстом начинают понимать логику правописания. Подсознательное установление орфографических закономерностей и есть чувство орфографии и чувство языка. Зная, как пишется слово вода, ребёнок верно пишет слова и водичка и водяной, хотя может и не знать форм слова вода. Значит, дело не в правиле, а в установлении межсловесных связей. Упражнения по установлению межсловесных связей носят "упреждающий" характер.
Подробно о педагогике:
К методике проведения практической работы «Распознавание удобрений»
В круг экспериментально изучаемых удобрений необходимо включить: аммофос, аммиачную селитру, хлорид калия, фосфоритную муку, сульфат аммония, суперфосфат (простой, двойной), карбамид, сульфат калия. Включение в число удобрений для изучения в курсе химии карбамида — органического вещества — наряду с ...
Общая характеристика речевого развития младших школьников
Общение – одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди "как физически, так и духовно творят друг друга ." [19, 14]. Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей. Развитие речи у реб ...
Источники исторического краеведения. Вещественные источники
Наиболее древнейший вид вещественных источников – археологические материалы. Археология – наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным источникам. Термин «археология» впервые употребил древнегреческий философ Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Термин образован от слияния двух сло ...