Орфографическая работа на материале текстов для чтения может осуществляться с использованием разных форм и приёмов. Например, так называемое орфографическое чтение. Орфографическая подготовка здесь ничто иное, как код перехода от слышимых слов к видимым. С самых первых моментов обучения чтению нужно, чтобы дети усвоили два типа чтения - орфоэпическое и орфографическое: "прочитай, как говоришь", "прочитай, как пишешь". Полезными упражнениями являются всевозможные выписывания и переписывания слов, предложений и отрывков текстов из "Родной речи". Часто такие задания носят поисковый характер: выписать слова с данной орфограммой; выписать предложения с родственными словами и т.д. Отрывки из изучаемых произведений можно использовать в качестве письма по памяти, диктовки. Можно использовать приём "воображаемого письма". В читаемом тексте учитель обращает внимание учеников на трудное по написанию слово. Предлагается прочесть слово медленно, прослеживая его звуко-буквенный состав, и, закрыв глаза, медленно его "написать". Затем дети открывают глаза и, проверяя себя, перечитываёт слово с доски. При этом на доске даётся рукописный вариант написания, которым пользовались дети в своём воображаемом письме. Такое упражнение акцентирует внимание читающих учеников на трудных по написанию словах, способствует их запоминанию.
Орфография усваивается через чтение не только путём механического запоминания графической формы слова, но и путём практических обобщений, возникших в сознании ребёнка. Суть этих обобщений состоит в том, что дети путём внимательного чтения и наблюдений над текстом начинают понимать логику правописания. Подсознательное установление орфографических закономерностей и есть чувство орфографии и чувство языка. Зная, как пишется слово вода, ребёнок верно пишет слова и водичка и водяной, хотя может и не знать форм слова вода. Значит, дело не в правиле, а в установлении межсловесных связей. Упражнения по установлению межсловесных связей носят "упреждающий" характер.
Подробно о педагогике:
Выявление уровня сформированности познавательной активности
С самого начала обучения необходимо формировать познавательную активность учеников, что должно стать неотъемлемой чертой обучения младших школьников. Мы считаем, для того, чтобы повысить эффективность познавательной деятельности учащихся необходимо использовать методы работы, назначение которых фор ...
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными
моторными предпосылками
Важнейшим условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребёнка владеть им. Поэтому требуются тренировки основных движений языка, губ, нижней челюсти. Данные упражнения даёт М.Ф. Фомичёва [6]. Движения нижней челюсти. Чтобы речь была чёткой ...
Единый государственный экзамен на современном этапе: достоинства и
недостатки
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это основная форма государственной (итоговой) аттестации выпускников школ Российской Федерации. Вузы и ссузы используют результаты ЕГЭ в качестве результатов вступительных испытаний. ЕГЭ проводится во всех субъектах Российской Федерации, а также в иностранных ...