Современные подходы к обучению орфографической грамотности

Страница 3

4. Использование раппортов в начале и в течение урока (термин НЛП) Раппорт - это форма обратной связи в процессе общения, вызывающие в собеседнике ощущение того, что его понимают, что он нравится. В случае хорошего раппорта у ученика появляется чувство доверия к учителю. В ходе установки раппорта важно суметь подстроиться под ведущую модальность ученика.

5. Сравнение успехов учеников с его собственным прошлым состоянием, а не успехами других.

6. Использование метафор С точки зрения НЛП, метафора не тождественна термину "метафора" в филологии, хотя в основе лежит сходство. В НЛП метафора - это своеобразная притча. Она обогащает модель мира, воздействует на все репрезентативные виды деятельности, активизирует мышление и память, устанавливает индивидуальные связи.

7. Ассоциативное мышление в обучении грамотности

"Под ассоциативным мышлением понимается поэтическое мышление, результатом которого является любой процесс отображения окружающей действительности в образах, включающих элементы субъективно-авторского видения мира, осуществляемого через призму индивидуального сознания. В его основе лежит способность генерировать новые идеи. Ассоциативное мышление - это творческий подход к управлению принятием решений, оно выводит процесс на качественно иной уровень…" (ссылка)

Некоторые ученые-русоведы и учителя-практики используют в своей работе такие методы активизации ассоциативного мышления как:

Ассоциативные рифмовки - специальные упражнения, построенные по законам ритма и рифмы, служащие определенной дидактической цели (в частности, для запоминания написания слова);

Ассоциативные рисунки - учебное средство, основанное на сюжетно-лингвистической образности, опорная картинка, помогающая зрительно представить содержание материала.

Существует опыт использования таких ассоциаций для повышения орфографической грамотности. Он описан в работах Л. Шкатовой, Т.П. Шульга, С. Бурмако, В.А. Сидоренкова, А.Г. Гусева.

Анализ психолого-педагогической, методической и лингвистической литературы показал, что проблема орфографической интуиции является малоразработанной. Традиционная методика обучения орфографии строится на изучении правил и понятии "орфограмма".

Высокий уровень орфографической интуиции у учащихся с ведущим визуальным каналом, так как, читая, они запоминают образ слова. Средний уровень у аудиалов, при условии, что они много читают вслух по слогам. Низкий уровень орфографической интуиции у детей кинестетов, так как при чтении большую роль для них играет значение слова, а не его написание.

3. Механизм формирования "природной" грамотности: воздействие зрительных, слуховых образов написания слов на человека и их последующее запечатление в памяти. Соответственно методика, которая ставит перед собой цель "целенаправленное развитие орфографического чутья (т.е. "природной" грамотности) у ребенка", должна задействовать в своей работе все основные виды восприятия информации человеком.

Страницы: 1 2 3 

Подробно о педагогике:

Праздники в школе как средство эстетического воспитания
Школьный праздник, во-первых, надо рассматривать как самостоятельную форму организации воспитательного процесса; во-вторых, следует характеризовать его как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии; в - третьих, необходимо различать специфические ос ...

Психолого-педагогические условия формирования образно-выразительных средств речи у дошкольников
Детям с речевым недоразвитием свойственны ослабление и нарушение коммуникативных отношений речи к неречевым структурам на различных шагах коммуникативного круга. Ослабление или отсутствие таких коммуникативных качеств речи, как выразительность и образность тесно связаны с несформированностью у дете ...

Младшие школьники «группы риска»
К детям «группы риска» относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии (олигофрены), дети с психопатоподобным поведением и многие другие. К данной категории можно отнести и леворукого ребенка, дете ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru