Современные подходы к обучению орфографической грамотности

Страница 2

Дается выбор в выполнении домашнего задания учащимся. Здесь также учитываются особенности учащихся.

Таблица 1

Рекомендации при выполнении домашних заданий для учащихся с различными типами восприятия информации:

Визуальный

Кинестетический

Аудиальный

Составить графики, таблицы, схемы; выполнить иллюстрации на основе прочитанного. Выделение цветом пункты, аспекты

Сделать краткие записи. Самообъяснение материала, использование различных тестов, объяснение себе перед зеркалом

Читать материал вслух (многократно), используя различные вариации слуха.

Использование различных подходов к обучению делает обучение личностно-ориентированным, проводимым с учетом нейролингвистических особенностей детей. Такое распределение заданий делает возможным понимание материала и для визуала, и для аудиала, и для кинестетика.

Изменение манеры преподавания учителя на полимодальное преподнесение информации.

Основную функцию в преподнесении информации несет учитель, важна его манера ведения урока. Логична работа учителя в полимодальности, чтобы никто не остался в стороне. Учитель должен овладеть методикой многосенсорного преподавания и учета ведущей модальности класса.

Диагностика учащихся по ведущей репрезентативной деятельности, по результатам которой и будет проводиться работа. В этой связи необходимо выявление ведущей модальности каждого ученика класса и ведение занятия с учетом этого.

Нацеливание учащихся на оптимальную работу в начале урока и в ходе занятия путем раппорта, "условий хорошо сформированных целей", позитивного "якорения", "метафор" - приемов, делающих обучение ценностным, а не функциональным. Это способствует повышению интереса к урокам, а как следствие, повышение грамотности.

1. Начало урока с позитивного якорения (термин НЛП) Якорь - любой раздражитель, который включает ряд внутренних реакций и действий. Якоря могут быть визуальные, аудиальные и кинестетические. Используются музыкальные фрагменты, ритмичные хлопки - это аудиальный якорь. Он дает возможность настроиться на восприятие учителя, переключить внимание на работу в аудиальном канале. Если обучение ассоциируется с чем-то приятным - оно эффективно. Поэтому всегда связываю начало урока с радостью, удовольствием.

2. Мотивация на обучение Учитывая способность ребенка видеть внутренние образы, следует мотивировать его на обучение: ребенок слышит похвалу за грамотно и красиво написанную работу. Определяем желаемое состояние. Вопрос "Чего вы хотите?". Цель должна быть заявлена в позитиве. Частица НЕ, по возможности, не используется.

3. Подача информации во всех трех модальностях Каждая модальность имеет некоторые характерные особенности, использование которых целесообразно при дифференциальном выборе заданий.

Работая с учеником-визуалом, используются слова, описывающие цвет, размер, форму, важное акцентируется другим цветом мела на доске. Используются всевозможные схемы, таблицы, наглядные пособия. Учащиеся 5-6 класса ведут блокноты грамотности, в которых записывают орфографические правила в виде схем, используя яркие цвета, сокращения, позволяющие быстрое использование изложенного материала. В качестве домашнего задания визуалы получают составление обобщающих схем, таблиц по изученным правилам и оформляют их на компьютере. После выбираем лучшую, к концу года собираем собственную книжку-подсказку по основным изученным правилам.

Работа с аудиалами предполагает восприятие и передачу информации на слух. Поэтому часто используется многократное проговаривание орфограммы и слов с данной орфограммой.

Дети-кинестетики, по наблюдениям ученых, являются самыми отстающими в обучении детьми в связи с неразвитостью ведущих в образовании модальностей. А построить обучение на ощущениях проблематично. Предлагается использовать с учеником-кинестетиком жесты, прикосновения. Но этого явно недостаточно при обучении грамотному письму. Так как кинестетики обучаются посредством мышечной памяти стали использовать в практике "орфокроссы" - задания, выполнение которых требует от учеников подвижности, поиска ответов на поставленные вопросы в различных помещениях. Задания такого плана позволяют позитивно настроиться на работу, заставляются работать кинестетиков с привлечением их ведущей модальности. Другой вид работы - "орфопутешествия", которые позволяют ученикам заниматься изучением орфографии за пределами школы и во внеучебное время. Суть работы состоит в поиске названий по городу (можно с определенно разработанным маршрутом), в словах которых применяются определенные орфографические правила. Другой вариант: поиск орфографических и пунктуационных ошибок в вывесках и рекламах города. Причем, такая работа становится интересна не только ученикам-кинестетикам, но больший эффект она приносит именно с ними.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

ИКТ в современном образовательном процессе
Отличительной чертой современной эпохи является ускоряющийся с каждым годом темп развития новых информационных технологий. Информационное общество - это «общество, в котором социально-экономическое развитие зависит прежде всего от производства, переработки, хранения, распространения информации сред ...

Особенности методики развития и сотрудничества Никитиных
Одна из первых отечественных методик раннего развития принадлежит педагогам-новаторам Борисом (1916-1999) и Леной (р.1930) Никитиными, родителями семерых детей из подмосковного Большева. Для своего времени (50-60-е годы) она значительно отличалась от «официальной» модели воспитания и была достаточн ...

Методические разработки по теме: «Минеральные удобрения»
Цели: усвоение учащимися состава азотных, фосфорных, калийных удобрений и их биологической роли, развитие умений применять имеющиеся знания в новых ситуациях, закрепление знаний о единстве живого и неживого, развитие интереса к истории и новым фактам науки. Оборудование и реактивы: набор удобрений, ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru