Может ли она успешно решать эту задачу только с помощью обучения даже при том условии, что одной из важнейших функций последнего является взаимосвязанное развитие и воспитание учащихся? Безусловно, обучение играет весьма значительную роль в личностном формировании. Оно развивает познавательно-интеллектуальную сферу, расширяет кругозор, способствует осмыслению нравственности, мировоззренческих идей и т.д.
В этом смысле обучение и воспитание выступают в органическом единстве. И, тем не менее, воспитание не может ограничиваться и сводиться к обучению. Отстаивая самостоятельный характер воспитания в педагогическом процессе, А.С. Макаренко, как известно, утверждал, что методика воспитательной работы имеет свою логику, сравнительно независимую от логики работы образовательной; и то, и другое – методика воспитания и методика образования – составляют два более или менее самостоятельных отдела педагогической науки. Довольно четко отграничивала воспитание от обучения Н.К.Крупская. Она подчеркивала, что обучение направлено главным образом на приобретение знаний и умений применять их на практике, и обеспечивает определенную обученность. Воспитание же она связывала с формированием личностных свойств и качеств, которые характеризуют воспитанность учащихся.
Существенным признаком развития, формирования личности, отраженным в понятии «воспитание», является выработка разнообразных качеств и свойств личности, ее поведения. К настоящему моменту произошло определенное содержательное «раздвоение» понятия «воспитание», которое теперь трактуется в широком и узком смысле. В широком смысле оно стало, как уже отмечено выше, обозначать весь процесс формирования личности, включая в себя организацию ее интеллектуально-познавательной деятельности, овладение изучаемым материалом, а также духовно-нравственное развитие и выработку соответствующих свойств и качеств. В этом значении оно по существу и выступает как синоним образования, обеспечивая одновременно и обученность, и воспитанность учащихся. В узком смысле воспитание связывается со специфическим процессом формирования у учащихся личностных (нравственных, эстетических, санитарно-гигиенических) свойств и качеств. Естественно, что в этом значении оно характеризуется не только специфическими содержательными особенностями, но и своеобразными методами его практической реализации, среди которых существенное значение имеют методы убеждения, поведенческие упражнения и т.д.
В педагогической работе мы всегда имеем дело с отношением, которое и составляет истинный объект нашей педагогической работы. Поскольку же отношения не всегда определяются обученностью человека, это обусловливает необходимость проведения специальной воспитательной работы по их формированию, а также разработки и знания теоретических и методических основ этого процесса.
Касаясь объекта воспитания, нельзя не детализировать его предметной стороны и хотя бы в общей форме не определить содержания тех отношений, которые необходимо формировать у учащегося. Условно их можно объединить в четыре основные группы:
- социальные отношения личности, сюда входят такие качества, как гражданственность, законопослушание, уровень общественной активности и зрелости, выполнение общественного долга и т.д.;
- нравственные – весьма разветвленная система моральных качеств – патриотизм, культура межнациональных отношений, дисциплинированность, трудолюбие, коллективизм, честь и личное достоинство и т.д.;
- эстетические, сюда относятся уровень развитости чувства прекрасного, увлеченность различными видами искусства и степень их понимания, творческо-эстетические способности и т.д.;
- санитарно-гигиенические, под которыми подразумеваются физическая культура, занятие спортом, здоровый образ жизни, экологическая подготовленность и т.д.
В данном случае указаны лишь некоторые отношения и входящие в их состав личностные качества. В процессе же воспитания школа имеет дело со множеством отношений и личностных качеств, что не может не находить своего отражения как в содержании воспитательной работы, так и в ее методике.
Подробно о педагогике:
Описание и анализ экспериментальной работы по воспитанию культуры поведения
у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
Экспериментальная работа проводилась в МДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 35» с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек в течение недели. Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности навыков культуры поведения у детей старшего дошкольн ...
Малые жанры устного народного творчества, их характеристика
В жизни ребенка-дошкольника с разной степенью активности бытуют три малых фольклорных жанра – пословица, поговорка, загадка. Эти жанры относятся к числу древнейших и в то же время до сих пор сохранивших свою свежесть, актуальность и способность к новообразованию. У пословиц и поговорок нет автора. ...
Роль игрушки в общении ребенка со сверстниками
Особое значение в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. Общение ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу игры. Общение со сверстниками в игре более эмоционально насыщено; дети более раскованы, такое общение богаче по назначению и функци ...