Культурная социализация молодежи

Страница 2

«Социальная адаптация служит логическим итогом глобального процесса социализации, в то время как социализация представляет собой этап становления индивида и приобщения его к основным нормам, ценностям и социокультурным институтам для выполнения в последующем той или иной социальной роли. Социальная адаптация, в самом общем виде, раскрывает и уточняет идентичность личности, гармонизируя тем самым смыслы и стратегии ее жизнедеятельности в динамичной, непрерывно изменяющейся социокультурной среде» [11, с. 16].

Идея промежуточного звена – социальной общности – представляется необычайно перспективной. И она во многом уже разработана в целом направлении современной социологии – в социологии молодежи (И.М. Ильинский, А.И. Ковалева, В.А. Луков, Д.Л. Агранат и другие представители научной школы социологии молодежи МосГУ) [12, с. 10].

Молодежные организации, другие формы объединения молодежи могут быть представлены как социальные общности. Но и в целом молодежь может быть представлена как некая открытая социальная общность, объединенная не только возрастными параметрами, но и функцией носителя процесса смены поколений, и особенностями социализации. Притом что социализация, как она характеризуется в трудах социологов, – процесс, продолжающийся всю жизнь, в период молодости он протекает по специфическим путям и приобретает особые формы. Это позволяет выделить социализацию молодежи в самостоятельный предмет исследования[12, с. 10].

В рамках проблематики социологии культуры, духовной жизни выделена тема «Культурная социализация и самоидентификация личности». Понятие «культурная социализация» зародилось в западной культурантропологии, прежде всего в ее этнопсихологическом направлении («культура и личность»). Одной из отправных точек здесь можно считать работу Рут Фултон Бенедикт «Модели культуры» (1935) [13, с. 55] в которой исследовательница отошла от фрейдистской концепции анализа культуры, представляемой через индивидуальную психологию и психопатологию, и применила социологические методы исследования взаимосвязи личности и культуры.

Ральф Линтон внес вклад в развитие представления о культурной социализации в работе «Изучение человека» (1936), где культура (как «внешняя», доступная наблюдению, так и «внутренняя», включающая культурные установки, эмоции, ценности) понята как совокупность форм поведения, общих для большинства членов общества и усваиваемых в процессе социализации. Концепция «базисных типов личности», разработанная Р. Линтоном вместе с Абрамом Кардинером [14, с. 17] и затем расширенная через введение более частного понятия «статусная личность» [15, с. 26] также стала основанием для выработки представления о культурной социализации.

Клайд Клакхон подробно изучил на этническом материале культурную социализацию, понимаемую им как стандартизацию поведения и жизненных установок («Дети Людей: навахский индивид и его развитие», совм. с Д. Лейтон, 1943 [16, с. 111]).

Ученица Р. Бенедикт Маргарет Мид развила концепцию культурной социализации, сформулировав положение о том, что проблемы наших детей есть порождение нашей цивилизации и особенно двух ее последних столетий, когда, помимо характерного для архаических обществ постфигуративного типа (когда дети учатся у старшего поколения) возникли два новых типа культурной социализации – конфигуративный (где и дети и взрослые учатся у сверстников) и префигуративный (где взрослые учатся также у своих детей). Культура примитивных народов выработала такие механизмы социализации, которые позволяют совершить переход из мира детства в мир взрослых безболезненно в рамках постфигуративной культуры [17, с. 322]. Мы тоже решили взять за основу в своих педагогических мотивах постфигуративную модель социализации молодого поколения на основе передачи традиционной культуры подрастающему поколению.

«Психологическая антропология как междисциплинарное направление исследований отражала желание культурных антропологов проникнуть во внутреннюю психологическую жизнь индивидов, обусловленную их культурной социализацией» [18, с. 5]

Однако в отечественной науке понятие «культурная социализация» еще не вполне установилось. Его нет в 2-хтомной «Социологической энциклопедии», в то время как там помещена статья о политической социологизации (под которой понимается «процесс усвоения личностью определенных политических знаний, ценностей и норм, позволяющих ей ориентироваться в политической жизни общества»[19, с. 448]), оно лишь однажды упоминается без разъяснения в фундаментальном научном и одновременно учебном труде Л.Г. Ионина «Социология культуры» в его новейшей версии [20, с. 120]. В работах, где идет речь о культурной социализации, она преимущественно связывается с народной и другими традиционными формами культуры [21, с. 48].

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Методы обучения
Метод обучения – способ взаимодеятельности педагога и учащегося, направленный на овладение учащимися знаний, умений и навыков. Выбор методов, средств и формы обучения зависит от следующих факторов: структура и логика содержания; учебно-познавательные возможности учащихся; возможности преподавателя; ...

Отражение нормативных документов в деятельности детского сада К.Н. Вентцеля
Вентцель Константин Николаевич (имя по метрической книге Константин Ромео Александр) (24 ноября 1857 — 10 марта 1947) – педагог. Учился в Технологическом институте (1875-76) и Петербуржском университете (1876-77). С 1880 участник революционного народнического движения. С 1919 жил в Воронеже. Препод ...

Особенности развития в математической деятельности
В математике главное – научить мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости и т.д. Именно поэтому, начинать надо не со счета, а с понимания математических отношений: больше, меньше, поровну. Это так называемый дочисл ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru