Компенсаторная функция
. Дети стремятся к общению, и ролевая игра дает им возможность реализовать свое стремление.
В игре учитель может занять следующие позиции:
- руководитель (сценарист, режиссер);
- участник (партнер учеников по игре);
- наблюдатель (контролер за ходом игры в классе)
- отсутствующий (учитель уходит из класса оставив играющих).
Положительным в проведении ролевой игры является следующее:
- создается благоприятный психологический климат на уроке;
- учащиеся испытывают удовольствие от проведения игры, так как любая игра имеет высокую мотивацию;
- урок проходит на высоком эмоциональном уровне;
- послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний.
Отрицательными моментами являются:
- высокая трудоемкость подготовки к уроку;
- большая напряженность для учителя;
- трудности с заменой участников игры, если кто- то отсутствует в момент проведения игры и т.д.
При использовании ролевой игры реализуется принцип активности и обязательной коммуникативной направленности обучения. [6,57-80]
При помощи ролевой игры можно обучать детей не только общению, но и как составить прямую речь, как расставить знаки препинания и как заменить прямую речь косвенной. В учебнике для девятого класса общеобразовательной школы ученики проходят «прямую речь».[7,15-17] Для закрепления урока можно использовать игровую ситуацию. Например, в учебнике есть задание, где нужно расставить знаки препинания, и дополнить прямую речь словами автора. Кроме выполнения таких заданий мы предлагаем также применить игру. Дети делятся на группы и самостоятельно составляют маленький диалог, который состоит только из прямой речи или из слов автора. Группы передают свои диалоги друг друга, и они должны дополнить или словами автора, или словами героев. Выигрывает та группа, у которой лучше получается составить текст и правильно расставить знаки препинания.
Формулируя выводы о роли и месте игры в системе обучения, хочется подчеркнуть, что игра в определенном смысле универсальна: она взаимодействует практически со всеми методами и формами обучения. Однако это не означает, что обучать следует только игровым методам. Как известно из методики, обучение может быть только тогда эффективным и действенным, когда учитель умеет использовать все существующие методы в совокупности, в зависимости от поставленных им целей и задач. Чем разнообразнее методы и отобранные учебные материалы, которые предлагает учитель своим ученикам, чем больше он предлагает захватывающих заданий, которые требуют напряжения сил, но дадут хорошие возможности учащимся достичь успеха, тем больше будет его вклад и помощь в достижении стоящих перед учащимися целей: тем больше удовольствия они получат в своем путешествии в страну новых знаний.
Игра как метод обучения является отличной альтернативой обычным урокам. Отличие таких занятий от обычных уроков состоит в том, что у детей появляется мотивация, которая стимулирует их к изучению новой информации. Применение игровых методов обучения помогут сделать скучную работу интересной и увлекательной. Поэтому мы считаем, что использование игрового метода для обучения русскому языку является самым продуктивным.
Отметим, что место игры на уроке и отводимое игре время зависит от подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15- 20 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3- 5 минут и служит своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой для урока. Мы считаем, что игру можно использовать как в начале, так и в середине и конце урока. Хотя более продуктивным является использование игры на двадцатой минуте урока, т.к. сколько бы интересным не был текст урока или выполнение упражнений, ученики устают и нуждаются в отдыхе. А игровые методы и приемы оказывают магическое действие на детей, привлекая как слабых, так и сильных детей.
Подробно о педагогике:
Роль игрушки в общении ребенка со сверстниками
Особое значение в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. Общение ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу игры. Общение со сверстниками в игре более эмоционально насыщено; дети более раскованы, такое общение богаче по назначению и функци ...
Факторы, влияющие на развитие одаренности
Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется прежде всего его личностью. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно в случаях так называемой скрытой одаренн ...
Классификация методов обучения
Классификации методов обучения позволяют учителю оценить сходство и различие способов преподавания учебного материала и усвоение его учениками, что необходимо знать при выборе методов для решения конкретной дидактической задачи. В соответствии с различными признаками методов существует несколько их ...