Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

Актуально о образовании » Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

Актуальность исследования продиктована тем, что перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования, учитывающих, государственные, социальные и личностные потребности и интересы. На данном этапе развития современного общества становится очевидным, что требования к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания образовательного учреждения, умения выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины. Сегодня, когда объём человеческих знаний удваивается каждые 3 - 4 года, современному выпускнику школы важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить универсальные учебные действия, которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Подходы к решению проблем формирования коммуникативных учебных действий отражены в работах Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарёва, А.А. Любинской, Г.К. Селевко, Д. В Татьянченко, А.В. Усова, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого. Однако следует отметить, что в данных работах не отражается формирование коммуникативных учебных действий на уроках русского языка. Отсюда возникает противоречие между необходимостью формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и недостатком соответствующих научно-методических рекомендаций.

Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка".

Объектом исследования выступают коммуникативные универсальные учебные действия.

Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.

Цель данного исследования: изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.

Гипотеза: если учитель на уроках русского языка использует такие методы как беседа, работа в группах, работа в парах, то уровень коммуникативных учебных действий повысится.

Для конкретизации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

Изучить сущность универсальных учебных действий и коммуникативных универсальных учебных действий;

Определить значимость коммуникативных универсальных учебных действий для младших школьников;

Выявить критерии оценки сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

Методологической основой исследования являлись:

личностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова и другие);

диалогический подход (Ф.Е. Василюк, А.Ф. Копьев, Е.Т. Соколова, Т.А. Флоренская, А.У. Хараш и другие);

Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; эмпирические - опросные методы, методы математической обработки результатов исследования.

Подробно о педагогике:

Декоративно-прикладное искусство в системе обучения школьников как процесс формирования художественно-творческих навыков
Невозможно представить наш быт без множества необходимых предметов: мебели, посуды, тканей, ваз для цветов, украшений и т.д. Те из них, которые, выполняя практические функции, одновременно обладают эстетическими качествами, относятся к произведениям декоративно-прикладного искусства. Декоративно-пр ...

Понятие и формы итоговой государственной аттестации
Целью итоговой государственной аттестации является определение соответствия уровня и качества подготовки выпускника требованиям государственных образовательных стандартов (включая федеральный, национально-региональный и другие компоненты). Задачей итоговой государственной аттестации является опреде ...

Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения
Одним из главных условий формирования правильной, четкой и внятной речи является развитие её звукопроизносительной стороны. Начиная с первого периода обучения, учитывая большие трудности произносительного характера, логопед индивидуально или с маленькими подгруппами (2-3 человека) работал над выраб ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru