Как отмечает Г.Н. Штинова, к числу наиболее общепризнанных, выделяемых большинством исследователей и руководителей сферы социальной педагогики, можно отнести следующие функции:
1) Диагностическая:
– постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения;
- выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, подростка, а также различного рода проблем;
- установление причин отклоняющегося поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия в семье;
- содействие выявлению одаренных детей, а также детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками.
2) Воспитательная, или образовательно-воспитательная:
-обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и молодежи, а также семьи с привлечением всех воспитательных средств и возможностей социума;
-осуществление социально-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса ребенка, имеющего проблемы;
-осуществление патронажа неблагополучных семей и семей группы риска, проведение работы с родственниками детей, опекунами, будущими усыновителями; осуществление консультационных, информационных, образовательных услуг по обеспечению семьи и детей информацией по вопросам социальной защиты;
- педагогическое просвещение родителей и детей;
-обучение их социальным знаниям и умениям, проведение профориентационной работы;
- формирование педагогической культуры родителей.
3) Организационная:
– организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социальной помощи и поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ;
- включение учащихся в различные виды общественно-полезной деятельности с учетом психолого-педагогических требований;
- влияние на разумную организацию досуга детей.
4) Прогностическая:
– программирование и прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации процесса воспитания и развития личности;
- проектирование личности ребенка, определение перспектив процесса саморазвития и самовоспитания личности;
- разработка программ, проектов, планов развития учреждения, его структур;
- экспертиза документов и материалов;
5) Профилактическая или предупредительно-профилактическая:
-организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения детей и подростков;
–приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений;
-осуществление правового просвещения несовершеннолетних и молодежи;
- влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости;
-организация системы мер социального оздоровления семьи, своевременное оказание социально-правовой и другой помощи семьям и детям социальных групп риска.
6) Коррекционно-реабилитационная или социально-терапевтическая:
- осуществление социотерапевтической помощи нуждающимся, коррекция асоциального поведения детей и подростков, стилей семейного воспитания, межличностных отношений:
- усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды;
- помощь ребенку в адаптации и социальной реабилитации.
7) Организационно-коммуникативная:
- способствование включению в процесс социального воспитания школьников, в совместный труд и отдых не только работников школы, но и общественности;
– установление контактов для оказания поддержки и помощи нуждающимся;
- накопление информации о позитивном и негативном воздействии социума на учащихся;
- формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в их личных взаимоотношениях и отношениях с взрослыми.
Подробно о педагогике:
Проблемы обучения и воспитания одаренных детей
Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, разв ...
Выявление и систематизация нарушений звукопроизношения у старших
дошкольников
В исследовании принимали участие дети, посещающие старшую группу ДОУ № 69 Советского района. В эксперименте принимали участия 10 детей — 5 мальчиков и 5 девочек 5- 5,5 лет, имеющими ЗПР, которая подтверждена заключением психоневролога и ПМПК. Работа по обследованию проводилась в феврале - марте 201 ...
Методика использования дидактических игр по цветоведению в разных
возрастных группах
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят: отбор игры в соответствии задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, разв ...