Источники исторического краеведения. Вещественные источники

Страница 1

Наиболее древнейший вид вещественных источников – археологические материалы.

Археология – наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным источникам. Термин «археология» впервые употребил древнегреческий философ Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Термин образован от слияния двух слов: «архайос» - древний, «логос» - наука, слово.

Пользуясь особой системой методов и приемов исследования, археологи добывают, изучают и систематизируют остатки материальной культуры различных племен и народов. Подавляющее число материалов, собранных археологами, не содержащие никаких надписей предметы и орудия человеческого труда, добытые из недр земли. Для того чтобы заставить их заговорить, открыть заложенную в них информацию, археолог должен быть одновременно и историком.

Понятие «археологические источники» оформилось лишь в последние десятилетия. В науке до сих пор нет единого мнения по вопросу о том, как соотносятся между собой понятия «археологический источник» и «исторический источник».

Именно археологические источники в силу их наглядности , осязаемости и вместе с тем загадочности вызывают у школьников наибольший интерес.

Первые упоминания о попытке раскопок в России относятся к 1144 г., в Ипатьевской летописи рассказывается об археологических находках на реке Волхов. В 1420 году в Пскове начались раскопки остатков древнейшей в городе церкви Власия. В начале XVIII века в России уже издаются государственные законы, предписывающие археологические находки сдавать на хранение в первый общегосударственный музей – Императорскую Кунсткамеру.

В 1739 году В.Н. Татищев составил одну из первых в мире инструкций по сбору сведений об археологических памятниках. Позднее подробные инструкции были написаны М.В. Ломоносовым, Г.Ф. Миллером.

Археологические памятники условно можно разделить на несколько групп. Самые крупные из них – поселения и погребения.

Поселения делят на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники эпохи бронзы и железа. Под стоянками подразумеваются поселения каменного и бронзового века. Так на юго-западе Ставрополья были проведены раскопки Грушовского городища (VIII – III вв. до н. э.), оно является важным археологическим памятником позднекабанской или киммерийской культуры [7. С. 62].

Погребения делятся на две основные группы: погребения, имеющие надмогильные сооружения (гробницы, курганы) и погребения грунтовые, т. е. без каких либо надмогильных сооружений. Наиболее сложные погребения – мегалитические погребения, т.е. погребения в гробницах, сооружениях из больших камней (дольмены, менгири). Самые известные из гробниц – пирамиды. На территории России пирамиды строили из дерева и земли. От них остались лишь насыпи – курганы. На территории Ставропольского края найдено довольно много курганов, погребальных памятников. Так в 1973 году в связи со строительством очереди Большого Ставропольского канала обнаружили у хутора Красное Знамя, в 14 км от села Александровского, огромный курган. Его высота 11 метров, а диаметр до 100 метров. Изучение кургана дало невиданные по своему богатству и своеобразию материалы о скифах.

И это лишь один из найденных курганов, а все вместе они дают представления о культуре, уровне развития цивилизации народов, живших на территории Ставрополья в разное время.

Погребения говорят о возрасте умерших, а, следовательно, и о средней продолжительности жизни человека той эпохи, о его образе жизни, о том, чем он питался. Особенности обряда захоронения свидетельствуют о религиозных воззрениях, верованиях мировоззрении соплеменников умершего.

Среди обычных материалов, которые дают раскопки поселений, особый интерес представляют остатки жилищ. У различных племен и народов жилища сильно отличаются друг от друга. Исследования типов жилых построек по археологическим материалам позволяет сделать некоторые выводы об уровне социального развития данного общества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Практическое формирование интереса к обучению
Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания. Увлекательный материал, ...

Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку в начальной школе
Внеклассная работа по русскому языку в школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка, - обучение речевому общению на русском языке, что предусматривает использование активного словаря учащихся, отработку навыков правильного произношения русских звуков, формирование умений правильного пост ...

Запись решения задач
логическое мышление математика школьник занков Что касается записи решения задач, то следует практиковать разные её формы. Когда дети начинают решать задачи в два действия и более, в первое время полезна постановка вопроса в письменном виде, что позволит отчетливее осознать ход решения задачи. Само ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru