К письменным источникам могут относиться указы, документы, которые отражают развитие города или села. Ярким примером таких письменных источников являются Указ Екатерины II «О постройке Константиногорской крепости», статистические оценки, перепись населения Ставрополья, документы, отражающие, когда и где был построен тот или иной санаторий, сооружены архитектурные ансамбли. Эти письменные источники доступны для изучения школьным краеведам, так как находятся в краеведческом музее г. Пятигорска.
Распространение в России книгопечатания было важнейшим фактором развития культуры. Печатные издания представляют для краеведов двоякий интерес – как источник по истории края и как историко-культурная ценность, подлежащая выявлению и бережному хранению.
Возникнув в России в XVI веке, русское книгопечатание носило чисто церковный характер. Однако позже появляются книги светского содержания: «Азбука» - 1634 г., «Грамматика» - 1648 г.[2, С. 97].
Постепенно книги становятся все более и более доступными, их тираж растет, основывается ряд типографий, расширена и усовершенствована книжная торговля. Императрица Екатерина II, проводя политику «просвещенного абсолютизма», проявляет постоянную заботу о развитии книгопечатания. В этот период вкусы среднего читателя были крайне не взыскательны.
Но позже наблюдается заметный спад развития книгопечатания. Это происходит во второй половине 90-х годов XVIII века, когда были запрещены частные типографии, резко сокращен ввоз иностранных книг. Но книгопечатание вновь оживает в первой половине XIX века. Указом Александра I были вновь разрешены частные типографии, ввоз иностранной литературы.
Книжное дело в России во второй половине XIX – начале XX века характеризуется, прежде всего, появлением массовых изданий. Среди разнообразной печатной продукции этого периода особый интерес для краеведа представляют некоторые важнейшие справочные издания по истории России, путеводители, краеведческие сборники.
В наши дни возможны крупные открытия древних, до сих пор неизведанных книг, их можно найти в какой-нибудь неизвестной библиотеке. Такие поиски – первейшая задача историка-краеведа в работе над книгой.
Помимо рукописей и книг к письменным источникам относится и периодическая печать, получившая свое начало еще во времена Петра I. Первая русская печатная газета «Ведомости» была основана царским указом от 15 декабря 1702 года. Петр I требовал помещать в газете известия о военных и политических событиях внутри страны и за ее пределами. По мере распространения грамотности, роста общественного движения газеты становились духовной пищей средних городских слоев населения, а концу XIX века кое - где проникают в деревню, т. е. идет активное развитие газетного дела [2, С. 126].
Подобный указ был принят правительством об издании на местах «Губернских ведомостей» (1837 г.). Именно он положил начало регулярному выпуску газет в провинции. 1 января 1850 г. вышел в свет первый номер первой печатной газеты на Северном Кавказе – «Ставропольские губернские ведомости». Ее редактором стал чиновник И.А. Юркевский. Она выходила один раз в неделю тиражом сто экземпляров.
Несколько иначе, нежели история газетного дела, сложилась судьба русских журналов. Уже с XVIII века журналы издавались частными лицами, они служили определенной трибуной общественно-политических и литературных взглядов, в них открывалась душа народа.
Задача историка-краеведа, разыскав старые календари, газеты, журналы, сберечь их. История их еще не рассказана полностью, а она полезна и увлекательна.
Язык - древнейшая форма общения людей, великий двигатель прогресса. Возникнув на много тысячелетий раньше письменности, язык хранит в себе богатейшие запасы сведений о жизни людей не только в недавнем прошлом, но и в древнейшие археологические эпохи. Для многих славянских народов, письменность которых возникла сравнительно поздно, язык, устная традиция вплоть до начала второго тысячелетия нашей эры служили основным хранилищем многовекового исторического опыта.
Подробно о педагогике:
Теоретические аспекты организации групповой работы школьников в процессе
обучения
урок история групповое занятие Необходимость использования группового подхода в обучении в нашей стране осознали ещё в начале 20-х гг. прошлого века. В частности, В. К. Иванов отмечал, что «разбивка групп на несколько мелких ячеек . встречается детьми как форма организации, отвечающая их насущным п ...
Направленность сетевых образовательных программ
сетевая образовательная программа обучение Для реализации сетевых образовательных программ в самом вузе, заключающем партнерские соглашения, расширяется функционал инновационно-образовательных центров и подразделений, в том числе ДПО; учебно-методических советов; центров повышения квалификации преп ...
Создание социально-психологического климата в группе
В своей деятельности учитель исходит из некоторых общих положений, выполнение которых обеспечивает эффективность учебного процесса. Речь идет о дидактических принципах. Эти принципы выводятся из целей и задач воспитания и образования подрастающего поколения, из данных теории познания, возрастной и ...