К письменным источникам могут относиться указы, документы, которые отражают развитие города или села. Ярким примером таких письменных источников являются Указ Екатерины II «О постройке Константиногорской крепости», статистические оценки, перепись населения Ставрополья, документы, отражающие, когда и где был построен тот или иной санаторий, сооружены архитектурные ансамбли. Эти письменные источники доступны для изучения школьным краеведам, так как находятся в краеведческом музее г. Пятигорска.
Распространение в России книгопечатания было важнейшим фактором развития культуры. Печатные издания представляют для краеведов двоякий интерес – как источник по истории края и как историко-культурная ценность, подлежащая выявлению и бережному хранению.
Возникнув в России в XVI веке, русское книгопечатание носило чисто церковный характер. Однако позже появляются книги светского содержания: «Азбука» - 1634 г., «Грамматика» - 1648 г.[2, С. 97].
Постепенно книги становятся все более и более доступными, их тираж растет, основывается ряд типографий, расширена и усовершенствована книжная торговля. Императрица Екатерина II, проводя политику «просвещенного абсолютизма», проявляет постоянную заботу о развитии книгопечатания. В этот период вкусы среднего читателя были крайне не взыскательны.
Но позже наблюдается заметный спад развития книгопечатания. Это происходит во второй половине 90-х годов XVIII века, когда были запрещены частные типографии, резко сокращен ввоз иностранных книг. Но книгопечатание вновь оживает в первой половине XIX века. Указом Александра I были вновь разрешены частные типографии, ввоз иностранной литературы.
Книжное дело в России во второй половине XIX – начале XX века характеризуется, прежде всего, появлением массовых изданий. Среди разнообразной печатной продукции этого периода особый интерес для краеведа представляют некоторые важнейшие справочные издания по истории России, путеводители, краеведческие сборники.
В наши дни возможны крупные открытия древних, до сих пор неизведанных книг, их можно найти в какой-нибудь неизвестной библиотеке. Такие поиски – первейшая задача историка-краеведа в работе над книгой.
Помимо рукописей и книг к письменным источникам относится и периодическая печать, получившая свое начало еще во времена Петра I. Первая русская печатная газета «Ведомости» была основана царским указом от 15 декабря 1702 года. Петр I требовал помещать в газете известия о военных и политических событиях внутри страны и за ее пределами. По мере распространения грамотности, роста общественного движения газеты становились духовной пищей средних городских слоев населения, а концу XIX века кое - где проникают в деревню, т. е. идет активное развитие газетного дела [2, С. 126].
Подобный указ был принят правительством об издании на местах «Губернских ведомостей» (1837 г.). Именно он положил начало регулярному выпуску газет в провинции. 1 января 1850 г. вышел в свет первый номер первой печатной газеты на Северном Кавказе – «Ставропольские губернские ведомости». Ее редактором стал чиновник И.А. Юркевский. Она выходила один раз в неделю тиражом сто экземпляров.
Несколько иначе, нежели история газетного дела, сложилась судьба русских журналов. Уже с XVIII века журналы издавались частными лицами, они служили определенной трибуной общественно-политических и литературных взглядов, в них открывалась душа народа.
Задача историка-краеведа, разыскав старые календари, газеты, журналы, сберечь их. История их еще не рассказана полностью, а она полезна и увлекательна.
Язык - древнейшая форма общения людей, великий двигатель прогресса. Возникнув на много тысячелетий раньше письменности, язык хранит в себе богатейшие запасы сведений о жизни людей не только в недавнем прошлом, но и в древнейшие археологические эпохи. Для многих славянских народов, письменность которых возникла сравнительно поздно, язык, устная традиция вплоть до начала второго тысячелетия нашей эры служили основным хранилищем многовекового исторического опыта.
Подробно о педагогике:
Понятие школьной зрелости и готовности к школьному обучению
Когда ребенок достигает возраста 6-7 лет, многие родители начинают задавать себе вопросы, связанные с его поступлением в школу. Что делать, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был самым хорошим, лучшим учеником в классе? В связи с этими многочисленными вопросами в психологии ...
Методика работы по развитию звуковой культуры речи
Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве развитием речи детей. Целенаправленное обучение, использование соответствующей методики создают условия для реализации имеющихся у детей предпосылок. Формирование звуковой стороны речи осуществляется ...
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными
сенсорными предпосылками
У ребёнка 3-х лет несовершенно ещё функционирует центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы периферического речевого аппарата ещё слабо натренированы. Всё это приводит к тому, что ребёнок неточно различает звуки речи на слух. Поэтому для правил ...