Источники исторического краеведения. Вещественные источники

Страница 2

Своего рода визитной карточкой каждого древнего народа служила керамика. Появившись около 10 тысяч лет назад, в эпоху неолита керамика поначалу изготавливалась от руки. На смену лепной керамике приходит керамика, изготавливаемая на гончарном круге. У каждого народа складываются свои, очень устойчивые, передававшиеся из поколения в поколение традиции изготовления керамики (форма сосуда, состав глиняного теста, качество обжига, орнамент). Все это позволяет предположить, к какому народу принадлежал мастер, изготовивший данное изделие.

Сходство керамики, типов погребений и других признаков позволяет говорить о некоем единстве – археологической культуре. Археологическую культуру не всегда удается связать с каким-либо известным по письменным источникам народом. Часто археологические памятники восходят к таким древним временам, когда еще не сформировались известные нам народы и племена. Понятие «археологическая культура» облегчает исследование этногенеза различных народов, позволяет археологам систематизировать, обобщать свои наблюдения. Для обнаружения основных археологических памятников – поселений и погребений – организуются археологические разведки. Разведки имеют целью обнаружить интересный в археологическом отношении объект, собрать подъемный материал, т.е. мелкие предметы, лежащие на поверхности земли (керамика, обломки вещей…), а также, в случае необходимости, заложить пробный шурф или траншею.

Археологические исследования – сложный, требующий большой подготовительной работы, но зато, в высшей степени, творческий, захватывающий школьников вид исторического краеведения.

Своеобразным видом вещественных источников являются памятники архитектуры. Памятники архитектуры, встречающиеся в сельской местности и областных центрах, как правило, уступают по своим достоинствам столичным «знаменитостям». При анализе архитектурных достоинств памятника нельзя умалчивать и о его недостатках. Показ неуместных пропорций и нелепых украшений, безвкусного богатства и убогой скромности столь же воспитывает вкус, как и наблюдение истиной красоты и соразмерности. Объектом исследования во время экскурсии может стать и непритязательная древняя часовня, и даже обжитая старая изба или амбар.

Подавляющее большинство дошедших до нас памятников архитектуры – культовые сооружения. Среди них деревянные храмы составляют в настоящее время лишь очень небольшую часть, однако, в древности дело обстояло как раз наоборот. Деревянные храмы быстрее, чем каменные поддавались разрушительному воздействию времени, погибали в огне пожаров, вспыхивая то от молнии, то от забытой свечи.

Малейшая небрежность, неосторожность может привести к гибели памятника деревянного зодчества. В целях лучшей сохранности и также для облегчения доступа к ним любителей старины, туристов и экскурсантов памятники деревянного зодчества перевозятся в крупные города, на территорию специально создаваемых музеев под открытым небом.

Деревянные храмы – неотъемлемая часть древнерусского села или города. Следует научить школьников видеть их красоту, их единство с русской природой, с окружающим ландшафтом – все храмы по-своему отражают и характер, и обстановку жизни наших предков. В этом их историческое значение, их ценность, как своего рода исторического источника.

При изучении деревянных храмов следует иметь в виду, что они, как и каменные, зачастую дошли до нас в искаженном виде. Наиболее распространенный вид искажений – дощатая обивка. Не защищая памятник, обивка скрывает своеобразную прелесть серебристых, потрескавшихся от времени старых бревен, затрудняет наблюдение за состоянием храма.

Каменные храмы появились на Руси одновременно с принятием христианства. Подавляющее большинство каменных храмов периода Киевской Руси находятся в городах и селах Украины, в Смоленске Новгороде.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

Неформальные объединения молодежи
Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии. Неформальные объединения - это явление массовое. Ради ...

Выявление уровня умственного развития в игровой деятельности
Для реализации задач исследования мы провели 3 этапа опытно-экспериментальной деятельности: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Согласно одной из задач, следовало выявить уровень сформированности познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста. Поэтому на первом к ...

Способы проблемного обучения в начальной школе
Исследования, проведённые в области применения проблемного обучения в начальной школе, позволяют выявить взаимосвязь между большей эффективностью усвоения знаний и развитием мышления и использованием в обучении двух главных закономерностей процесса усвоения. Первая закономерность состоит в том, что ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru