Источники исторического краеведения. Вещественные источники

Страница 7

Иногда топонимы выводят на сложнейшие загадки истории. Список загадочных топонимов можно продолжать до беско­нечности, В каждом районе, в каждом уголке нашей страны есть свои, «зашифрованные» историей названия.

Школьные краеведы не должны ограничиваться одним толь­ко изучением топонимики. Названия - это такие же памятники старины, как древний курган или белокаменный собор. Следу­ет бережно охранять хорошие, «говорящие» исторические на­звания. Всякое переименование должно быть оправдано, истори­чески обосновано. Вместе с тем школьные краеведы могут оказать воздействие и на выработку новой топонимики. Рас­крывая яркие страницы в истории края, выявляя героев-земля­ков, школьные краеведы должны всячески пропагандировать свои открытия, стремясь на деле осуществить девиз «Никто не забыт, ничто не забыто»[8, С. 216].

Составной частью ономастики, одним из ее разделов явля­ется антропонимика - наука о собственных именах. Изучение имен может дать интересный общеисторический и историко-краеведческий материал. Имена людей прошлого, так же как и имена современников, по-своему отражают этнические, соци­альные и культурные особенности данной общности людей.

Изучение фамилий позволяет проследить миграционные процессы, происходящие в обществе, выяснить происхождение, родословную интересующего нас человека. История имен по-своему отразила историю страны, переме­ны в ее духовной жизни.

Важным направлением школьной краеведческой работы может стать собирание и изучение памятников устного народно­го творчества.

Устное народное творчество, передаваемое из поколения в поколение, донесло до нас воспоминания о давних време­нах истории России и ее регионов.

Каждый из жанров фольклора - сказки, былины, предания, песни, пословицы - в присущих ему формах передает образы и представления разных исторических эпох. Здесь можно услы­шать и радость давних великих побед Руси над степняками, и горечь крестьянской крепостной неволи, и едкую присказку бро­дячих скоморохов.

Фольклор каждого столетия составлял многообразную кар­тину русской жизни, в типичных образах показывал характер­ные социальные и бытовые явления, давал им оценку с народ­ной точки зрения.

Для изучения богатейшего фольклорного наследия народов нашей страны, и в первую очередь русского народа, требуется, прежде всего, систематизировать его формы, выявить внутри каждой из них различные хронологические пласты. Произведения, записанные собирателями фольклора, стали предметом научного исследова­ния.

Особенно интересным для краеведов Ставропольского края жанром устного народ­ного творчества являются легенды и предания - устные прозаические рассказы о значительных событиях и исторических лицах про­шлого. Собирание преданий, также как и былин, началось в XIX в. Один из известных русских путешественников и этног­рафов XIX в. - М. Н. Макаров опубликовал книгу «Русские предания». Сбором и публикацией преданий занимался историк и фольклорист И. Сахаров. В работах этих исследователей можно найти немало любопытных исторических фактов, отраженных в текстах легенд и преданий разных народов. В нашем крае особенно известны легенды о происхождении гор – лакколитов: Бештау, Машука, Змейки, горы Кольцо и других [15, С. 68].

Нет сомнения, что далеко не все предания и легенды известны иссле­дователям. А между тем в них всегда есть элемент историзма, скрытое за дымкой вымысла конкретно-историческое содержа­ние, которое показывает, как преломлялись в народном со­знании те или иные исторические события, явления.

Пословицы - самый многообразный, пестрый по содержа­нию, по идейной направленности жанр эпоса. Отличительная черта пословиц - высокая степень обобщения. Появившись в ответ на какой-либо конкретный эпизод, пословица в силу сво­ей предельной обобщенности может употребляться в самом ши­роком переносном смысле. В этом секрет бессмертия даже таких вполне конкретных, исторических пословиц, как, например, знаменитая «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Подробно о педагогике:

Технология группового обучения
Истоки технологии группового обучения уходят в 20-е гг. XX в. Создателем его считают Александра Григорьевича Ривина. Инженер по образованию, он принимал активное участие в движении по ликвидации безграмотности и пришел к идее использования в обучении естественного общения учащихся (в парах сменного ...

Модели построения распределенных систем непрерывного образования
Современное состояние общества таково, что персонал практически любого предприятия должен постоянно повышать свою компетентность. Таким образом, должен реализовываться принцип «образование – через всю жизнь». Очевидно, что занятое население не всегда имеет возможность физически присутствовать в уче ...

Методические рекомендации по повышению успеваемости младших школьников по средством коррекции их тревожности
Правила работы с тревожными детьми: 1) избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих время. 2) не сравнивайте ребенка с окружающими. 3) избегайте чаще используйте телесные контакты, упражнения на релаксацию 4) способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru