Иногда топонимы выводят на сложнейшие загадки истории. Список загадочных топонимов можно продолжать до бесконечности, В каждом районе, в каждом уголке нашей страны есть свои, «зашифрованные» историей названия.
Школьные краеведы не должны ограничиваться одним только изучением топонимики. Названия - это такие же памятники старины, как древний курган или белокаменный собор. Следует бережно охранять хорошие, «говорящие» исторические названия. Всякое переименование должно быть оправдано, исторически обосновано. Вместе с тем школьные краеведы могут оказать воздействие и на выработку новой топонимики. Раскрывая яркие страницы в истории края, выявляя героев-земляков, школьные краеведы должны всячески пропагандировать свои открытия, стремясь на деле осуществить девиз «Никто не забыт, ничто не забыто»[8, С. 216].
Составной частью ономастики, одним из ее разделов является антропонимика - наука о собственных именах. Изучение имен может дать интересный общеисторический и историко-краеведческий материал. Имена людей прошлого, так же как и имена современников, по-своему отражают этнические, социальные и культурные особенности данной общности людей.
Изучение фамилий позволяет проследить миграционные процессы, происходящие в обществе, выяснить происхождение, родословную интересующего нас человека. История имен по-своему отразила историю страны, перемены в ее духовной жизни.
Важным направлением школьной краеведческой работы может стать собирание и изучение памятников устного народного творчества.
Устное народное творчество, передаваемое из поколения в поколение, донесло до нас воспоминания о давних временах истории России и ее регионов.
Каждый из жанров фольклора - сказки, былины, предания, песни, пословицы - в присущих ему формах передает образы и представления разных исторических эпох. Здесь можно услышать и радость давних великих побед Руси над степняками, и горечь крестьянской крепостной неволи, и едкую присказку бродячих скоморохов.
Фольклор каждого столетия составлял многообразную картину русской жизни, в типичных образах показывал характерные социальные и бытовые явления, давал им оценку с народной точки зрения.
Для изучения богатейшего фольклорного наследия народов нашей страны, и в первую очередь русского народа, требуется, прежде всего, систематизировать его формы, выявить внутри каждой из них различные хронологические пласты. Произведения, записанные собирателями фольклора, стали предметом научного исследования.
Особенно интересным для краеведов Ставропольского края жанром устного народного творчества являются легенды и предания - устные прозаические рассказы о значительных событиях и исторических лицах прошлого. Собирание преданий, также как и былин, началось в XIX в. Один из известных русских путешественников и этнографов XIX в. - М. Н. Макаров опубликовал книгу «Русские предания». Сбором и публикацией преданий занимался историк и фольклорист И. Сахаров. В работах этих исследователей можно найти немало любопытных исторических фактов, отраженных в текстах легенд и преданий разных народов. В нашем крае особенно известны легенды о происхождении гор – лакколитов: Бештау, Машука, Змейки, горы Кольцо и других [15, С. 68].
Нет сомнения, что далеко не все предания и легенды известны исследователям. А между тем в них всегда есть элемент историзма, скрытое за дымкой вымысла конкретно-историческое содержание, которое показывает, как преломлялись в народном сознании те или иные исторические события, явления.
Пословицы - самый многообразный, пестрый по содержанию, по идейной направленности жанр эпоса. Отличительная черта пословиц - высокая степень обобщения. Появившись в ответ на какой-либо конкретный эпизод, пословица в силу своей предельной обобщенности может употребляться в самом широком переносном смысле. В этом секрет бессмертия даже таких вполне конкретных, исторических пословиц, как, например, знаменитая «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».
Подробно о педагогике:
Принципы демократизма, гуманизма и народности
Демократизм Ломоносова выразился, прежде всего, в стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обучающихся детей в них, а также выступил за единую бессословную систему образования, доступную всем. Он предусмотрел привлечени ...
Экспериментальная работа по проверке эффективности интенсивного обучения
устной иноязычной речи в 6-7 классах средней школы
В задачи экспериментального поиска организации рациональных путей интенсивного обучения устно речевому аспекту английского языка в 6-7 классах средней общеобразовательной школы входила экспериментально – поисковая работа в плане апробации разработанной методики и проверки, сформированной гипотезы, ...
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными
сенсорными предпосылками
У ребёнка 3-х лет несовершенно ещё функционирует центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы периферического речевого аппарата ещё слабо натренированы. Всё это приводит к тому, что ребёнок неточно различает звуки речи на слух. Поэтому для правил ...