Источники исторического краеведения. Вещественные источники

Страница 7

Иногда топонимы выводят на сложнейшие загадки истории. Список загадочных топонимов можно продолжать до беско­нечности, В каждом районе, в каждом уголке нашей страны есть свои, «зашифрованные» историей названия.

Школьные краеведы не должны ограничиваться одним толь­ко изучением топонимики. Названия - это такие же памятники старины, как древний курган или белокаменный собор. Следу­ет бережно охранять хорошие, «говорящие» исторические на­звания. Всякое переименование должно быть оправдано, истори­чески обосновано. Вместе с тем школьные краеведы могут оказать воздействие и на выработку новой топонимики. Рас­крывая яркие страницы в истории края, выявляя героев-земля­ков, школьные краеведы должны всячески пропагандировать свои открытия, стремясь на деле осуществить девиз «Никто не забыт, ничто не забыто»[8, С. 216].

Составной частью ономастики, одним из ее разделов явля­ется антропонимика - наука о собственных именах. Изучение имен может дать интересный общеисторический и историко-краеведческий материал. Имена людей прошлого, так же как и имена современников, по-своему отражают этнические, соци­альные и культурные особенности данной общности людей.

Изучение фамилий позволяет проследить миграционные процессы, происходящие в обществе, выяснить происхождение, родословную интересующего нас человека. История имен по-своему отразила историю страны, переме­ны в ее духовной жизни.

Важным направлением школьной краеведческой работы может стать собирание и изучение памятников устного народно­го творчества.

Устное народное творчество, передаваемое из поколения в поколение, донесло до нас воспоминания о давних време­нах истории России и ее регионов.

Каждый из жанров фольклора - сказки, былины, предания, песни, пословицы - в присущих ему формах передает образы и представления разных исторических эпох. Здесь можно услы­шать и радость давних великих побед Руси над степняками, и горечь крестьянской крепостной неволи, и едкую присказку бро­дячих скоморохов.

Фольклор каждого столетия составлял многообразную кар­тину русской жизни, в типичных образах показывал характер­ные социальные и бытовые явления, давал им оценку с народ­ной точки зрения.

Для изучения богатейшего фольклорного наследия народов нашей страны, и в первую очередь русского народа, требуется, прежде всего, систематизировать его формы, выявить внутри каждой из них различные хронологические пласты. Произведения, записанные собирателями фольклора, стали предметом научного исследова­ния.

Особенно интересным для краеведов Ставропольского края жанром устного народ­ного творчества являются легенды и предания - устные прозаические рассказы о значительных событиях и исторических лицах про­шлого. Собирание преданий, также как и былин, началось в XIX в. Один из известных русских путешественников и этног­рафов XIX в. - М. Н. Макаров опубликовал книгу «Русские предания». Сбором и публикацией преданий занимался историк и фольклорист И. Сахаров. В работах этих исследователей можно найти немало любопытных исторических фактов, отраженных в текстах легенд и преданий разных народов. В нашем крае особенно известны легенды о происхождении гор – лакколитов: Бештау, Машука, Змейки, горы Кольцо и других [15, С. 68].

Нет сомнения, что далеко не все предания и легенды известны иссле­дователям. А между тем в них всегда есть элемент историзма, скрытое за дымкой вымысла конкретно-историческое содержа­ние, которое показывает, как преломлялись в народном со­знании те или иные исторические события, явления.

Пословицы - самый многообразный, пестрый по содержа­нию, по идейной направленности жанр эпоса. Отличительная черта пословиц - высокая степень обобщения. Появившись в ответ на какой-либо конкретный эпизод, пословица в силу сво­ей предельной обобщенности может употребляться в самом ши­роком переносном смысле. В этом секрет бессмертия даже таких вполне конкретных, исторических пословиц, как, например, знаменитая «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Подробно о педагогике:

Дистанционное образование на примере Современной Гуманитарной Академии
Дистанционное образование (ДО) стало реалией современной жизни как в развитых странах Запада, так и в России. По оценке отечественных специалистов, спрос на эту форму образования в стране уже в конце 1990-х годов был сопоставим со спросом на дневную форму обучения в вузах [1]. К примеру, Современна ...

Оценка качества работы учителя
Существуют три основные сферы: урочная деятельность; внеурочная деятельность; персональная результативность учебно-воспитательного процесса (УВП). Оценка деятельности по всем направлениям производится по балльным шкалам, которые выявляют уровни педагогической деятельности учителя (критический, дост ...

Выявление уровня умственного развития в игровой деятельности
Для реализации задач исследования мы провели 3 этапа опытно-экспериментальной деятельности: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Согласно одной из задач, следовало выявить уровень сформированности познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста. Поэтому на первом к ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru