Для систематизации более чем трех тысяч известных науке языков учеными создана особая классификация, основанная на большем или меньшем внутреннем родстве тех или иных языков. Крупнейшей общностью языков считается языковая семья. Таких семей насчитывают около 15-ти. Большинство населения нашей страны говорит на языках индоевропейской семьи. Менее крупными являются языковые ветви, затем следуют языковые группы. В Европе преобладают языки трех ветвей индоевропейской семьи: германской, романской и славянской.
Из целого ряда наук, изучающих те или иные аспекты языка, особый интерес для школьных краеведов представляет ономастика (наука о собственных именах) и ее разделы - топонимика и антропонимика.
Топонимика (от греческого «топос» - место и «онима» - имя) изучает происхождение, содержание и закономерности развития географических названий. Географические названия всегда исторически обусловлены. Их возникновение, развитие и отмирание связаны с общим ходом исторического процесса в данном регионе. Топонимика фиксирует переселения, столкновения, ассимиляцию племен и народов. Она много может рассказать об особенностях экономического развития данной общности людей.
Историческое значение топонимики отметил еще известный русский публицист и литератор Н. И. Надеждин. «Земля есть книга, где история человеческая записывается в географической номенклатуре»,— писал он в 1837 г.[1, С. 45]. В истории нередки случаи, когда топонимы оказываются долговечнее, чем самый народ, к языку которого они относятся. Многие знаменитые и как бы исконно русские названия при ближайшем рассмотрении оказываются связанными с совершенно иными народами и племенами. Так общеизвестное название «Сибирь» происходит от имени одного малоизвестного племени, давным-давно обитавшего где-то за Уралом.
|Изучение топонимики может быть полезным не только для историка, но и для географа. Установление правильного произношения и написания топонимов позволяет создавать точные, научно выверенные карты.
Для топонимики характерны свои, специфические методы исследования. Основную роль играют полевые исследования, сбор первичного материала, выявление природных, исторических и этнографических особенностей данного региона, особенностей, определивших своеобразие топонимов.
Топонимика использует методы, присущие исторической науке - работу с архивными материалами; анализ письменных источников. На службу топонимике поставлены и методы, свойственные географической науке,- картографический, пространственно-сравнительный и др.
История географических названий давно привлекала внимание ученых, путешественников. Уже первый крупный русский историк В. Н. Татищев, занимаясь по поручению Петра I географическими исследованиями, проявлял большой интерес к происхождению тех или иных названий.
В последующие века топонимические изыскания были систематизированы и поставлены на прочную научную основу. С этой целью были созданы специальные научные комиссии и исследовательские группы. Были изданы первые топонимические словари, возросло количество исследований по топонимике.
Велико значение топонимики для школьного краеведения. Учитель должен уметь не только удовлетворить естественное любопытство школьников, ответив на вопрос: «Почему так называется?», но и направить зародившийся интерес в русло самостоятельного поиска ответа. Для этого необходимо сообщить юным краеведам основные принципы образования топонимов, проиллюстрировать их примерами. Каждый уголок нашей страны имеет свою содержательную, «говорящую» топонимику. Весьма интересна в этом плане, например, средняя полоса России, районы с богатым историческим прошлым, районы формирования Русского централизованного государства. Не менее интересны для изучения названия географических объектов, находящихся на территории нашего края, так как, например, одна и та же гора имеет несколько названий, происхождение которых связано с языками многочисленных народов, населяющих Ставрополье.
Подробно о педагогике:
Психолого-педагогическая сущность и структура умения решать проблемы во
взаимоотношениях людей
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Ч ...
Дидактические и методические принципы организации внеклассной работы по русскому
языку
Организуя внеклассные занятия школьников по русскому языку, учитель в своей работе должен опираться на общедидактические принципы, которые представляют собой основные, исходные положения, определяющие педагогическую практику при обучении основам наук: принципы научности, сознательности и активности ...
Постановка
обучения решению задач в начальной школе в системе Л.В. Занкова
Разобраться в зависимости между данными и искомыми, найти арифметические действия и порядок их выполнения совершенно необходимо для решения задачи. Возникает следующий вопрос: как поставить обучение решению задач в начальной школе, чтобы оно способствовало развитию логического мышления, общему разв ...