Структура построения педагогического эксперимента, его виды

Актуально о образовании » Структура построения педагогического эксперимента, его виды

Страница 5

Доказывать все это бывает очень трудно, и поэтому полученные результаты в последовательных экспериментах часто выглядят неубедительными. Однако было бы ошибочным считать подобные эксперименты бесперспективными. Тщательный и длительный период наблюдений над большим количеством исследуемых до введения в учебный процесс нового фактора, а также сравнительна короткий период действия нового фактора, не могущий вызвать значительных сдвигов в физическом развитии и образовании занимающихся, - все это во многом может нейтрализовать перечисленные негативные стороны последовательного эксперимента.

В последовательных экспериментах доказательства выдвинутой гипотезы строится по одной из трех схем: единственного различия, сопутствующих изменений и единственного сходства.

Схема единственного различия

Состояние педагогического процесса

Педагогические факторы

Причинно-следственные связи

Педагогические результаты

До

После

Ф1 + Ф2 + .+ Фn

ЭФ + Ф2 + .+ Фn

Р1 + Р2 + .+ Рn = P0

ЭР + P2 +…+ Pn = ЭР0

Условные обозначения:

«До» - состояние педагогического процесса до введения в него нового фактора;

«После» - состояние педагогического процесса после введения в него нового фактора;

«Ф1 Ф2» и т. д. - многообразные педагогические факторы, от которых зависит эффективность учебно-воспитательного процесса;

«ЭФ» - экспериментальный фактор, вводимый в педагогический процесс для установления его эффективности;

«Р1 Р2» и т.д. - частные педагогические результаты (техническая подготовка, тактическая подготовка и т. п.) как следствие действия педагогических факторов;

«Р0» - общий педагогический результат, например спортивный результат;

«ЭР» - частный педагогический результат как следствие действия экспериментального фактора «ЭФ»;

«ЭР0» - общий экспериментальный результат как следствие действия всех педагогических факторов, в том числе и экспериментального.

Логическая схема доказательства в эксперименте «единственного различия» сводится к следующему. Если вслед за изменениями одного педагогического фактора (например, Ф1; на ЭФ) при сохранении неизменными всех остальных (Ф2, Ф3 и т. д.) изменяется один компонент педагогического результата (например, Р1 на ЭР) при сохранении неизменными всех остальных (Р2, Р3 и т. д.), то есть основание считать, что первое (ЭФ) послужило причиной изменения второго (ЭР). Изменение частного педагогического результата (ЭР) приводит при прочих равных условиях к изменению общего педагогического результата (ЭР0).

Схема сопутствующих изменений (модификация схемы единственного различия)

Состояние педагогического

процесса

Педагогические факторы

Причинно-следственные связи

Педагогические результаты

До

После – 1

После – 2

После – 3

Ф1 + Ф2 +…+ Фn

ЭФ1 + Ф2 +…+ Фn

ЭФ2 + Ф2 +…+ Фn

ЭФ3 + Ф2 +…+ Фn

Р1 + Р2 +…+ Рn = P1

ЭР1 + Р2 +…+ Рn = ЭP01

ЭР2 + Р2 +…+ Рn = ЭP02

ЭР3 + Р2 +…+ Рn = ЭP03

Условные обозначения аналогичны приведенным в предыдущей схеме. Разница состоит только в том, что «После», «ЭФ», «ЭР» и «ЭР0» имеют несколько вариантов, обозначенных цифрами 1, 2 и 3.

Логическая схема доказательства в эксперименте «сопутствующих изменений» сводится к следующему. Если вслед за последовательными изменениями одного педагогического фактора (например, Ф1 на ЭФ1 ЭФ2 и т. д.) при сохранении неизмененными всех остальных (Ф2, Ф3 и т. д.) последовательно изменяется один из компонентов педагогического результата (например, Р1 на ЭР1 ЭР2 и т. д.) при сохранении неизменными всех остальных (Р2, Р3 и т. д.), то есть основание считать, что последовательные изменения экспериментального фактора послужили причиной последовательных изменений экспериментального результата.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Подробно о педагогике:

Программы 30-х годов ХХ века: роль педагога в организации детской деятельности
В 30-е годы, в период завершения строительства социалистического общества в СССР, сложились благоприятные условия и для развития советской педагогической науки. Выросшие за это время научные кадры глубоко изучали практический опыт и развернули большую научно-исследовательскую работу во всех областя ...

Исследование начального уровня физической подготовленности девушек, специализирующихся по циклу «оздоровительный фитнесс»
Начальный уровень подготовки мышц верхнего плечевого пояса у студенток (сгибание, разгибание рук, в упоре лежа) в удовлетворительном состоянии. Упражнение из виса поднимание ног через сгибание не информативно, так как несет не рациональную нагрузку на мышцы всего тела, в упражнении комплексно задей ...

Понятие об основных и дополнительных формах существования языка
До возникновения письменности и литературы языки развиваются в их устно-разговорной форме; возникновение письменности и литературы вызывает появление второй формы языкового существования и развития – книжно-литературной; взаимодействие этих двух форм характеризует развитие языков нового времени, ск ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru