Структура построения педагогического эксперимента, его виды

Актуально о образовании » Структура построения педагогического эксперимента, его виды

Страница 5

Доказывать все это бывает очень трудно, и поэтому полученные результаты в последовательных экспериментах часто выглядят неубедительными. Однако было бы ошибочным считать подобные эксперименты бесперспективными. Тщательный и длительный период наблюдений над большим количеством исследуемых до введения в учебный процесс нового фактора, а также сравнительна короткий период действия нового фактора, не могущий вызвать значительных сдвигов в физическом развитии и образовании занимающихся, - все это во многом может нейтрализовать перечисленные негативные стороны последовательного эксперимента.

В последовательных экспериментах доказательства выдвинутой гипотезы строится по одной из трех схем: единственного различия, сопутствующих изменений и единственного сходства.

Схема единственного различия

Состояние педагогического процесса

Педагогические факторы

Причинно-следственные связи

Педагогические результаты

До

После

Ф1 + Ф2 + .+ Фn

ЭФ + Ф2 + .+ Фn

Р1 + Р2 + .+ Рn = P0

ЭР + P2 +…+ Pn = ЭР0

Условные обозначения:

«До» - состояние педагогического процесса до введения в него нового фактора;

«После» - состояние педагогического процесса после введения в него нового фактора;

«Ф1 Ф2» и т. д. - многообразные педагогические факторы, от которых зависит эффективность учебно-воспитательного процесса;

«ЭФ» - экспериментальный фактор, вводимый в педагогический процесс для установления его эффективности;

«Р1 Р2» и т.д. - частные педагогические результаты (техническая подготовка, тактическая подготовка и т. п.) как следствие действия педагогических факторов;

«Р0» - общий педагогический результат, например спортивный результат;

«ЭР» - частный педагогический результат как следствие действия экспериментального фактора «ЭФ»;

«ЭР0» - общий экспериментальный результат как следствие действия всех педагогических факторов, в том числе и экспериментального.

Логическая схема доказательства в эксперименте «единственного различия» сводится к следующему. Если вслед за изменениями одного педагогического фактора (например, Ф1; на ЭФ) при сохранении неизменными всех остальных (Ф2, Ф3 и т. д.) изменяется один компонент педагогического результата (например, Р1 на ЭР) при сохранении неизменными всех остальных (Р2, Р3 и т. д.), то есть основание считать, что первое (ЭФ) послужило причиной изменения второго (ЭР). Изменение частного педагогического результата (ЭР) приводит при прочих равных условиях к изменению общего педагогического результата (ЭР0).

Схема сопутствующих изменений (модификация схемы единственного различия)

Состояние педагогического

процесса

Педагогические факторы

Причинно-следственные связи

Педагогические результаты

До

После – 1

После – 2

После – 3

Ф1 + Ф2 +…+ Фn

ЭФ1 + Ф2 +…+ Фn

ЭФ2 + Ф2 +…+ Фn

ЭФ3 + Ф2 +…+ Фn

Р1 + Р2 +…+ Рn = P1

ЭР1 + Р2 +…+ Рn = ЭP01

ЭР2 + Р2 +…+ Рn = ЭP02

ЭР3 + Р2 +…+ Рn = ЭP03

Условные обозначения аналогичны приведенным в предыдущей схеме. Разница состоит только в том, что «После», «ЭФ», «ЭР» и «ЭР0» имеют несколько вариантов, обозначенных цифрами 1, 2 и 3.

Логическая схема доказательства в эксперименте «сопутствующих изменений» сводится к следующему. Если вслед за последовательными изменениями одного педагогического фактора (например, Ф1 на ЭФ1 ЭФ2 и т. д.) при сохранении неизмененными всех остальных (Ф2, Ф3 и т. д.) последовательно изменяется один из компонентов педагогического результата (например, Р1 на ЭР1 ЭР2 и т. д.) при сохранении неизменными всех остальных (Р2, Р3 и т. д.), то есть основание считать, что последовательные изменения экспериментального фактора послужили причиной последовательных изменений экспериментального результата.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Подробно о педагогике:

Особенности развития познавательного интереса у младших школьников
Сегодня глобальными образовательными тенденциями являются: учет внутреннего потенциала учащегося, развитие его индивидуальности и ориентация на активное освоение школьником не только знаний, умений, навыков, но и способов познавательной деятельности. Формирование познавательной деятельности младших ...

Условия развития готовности к межкультурной коммуникации
В процессе формирования готовности к межкультурной коммуникации очень важно обратить внимание и изучить вопрос о стереотипах для того, чтобы иметь четкое представление о том, как нас видят другие и чтобы строить общение с учетом традиционных, и далеко не всегда неверных представлений. И так, готовн ...

Анализ опыта в реализации проекта спортивная школьная команда
В исследовании С.И. Филимоновой были собраны сведения о 250 школьниках г. Москвы школы № 110 (школа имеет статус спортивной) и школы № 789 (общеобразовательная школа). Данные об отношении школьников к физической культуре, показателях и типах самореализации личности были получены с помощью анкетного ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru