Структура построения педагогического эксперимента, его виды

Актуально о образовании » Структура построения педагогического эксперимента, его виды

Страница 7

1-й вид - «Э > К», т. е. гипотеза считается подтвержденной лишь в том случае, если прирост педагогического результата вследствие действия экспериментального фактора будет большим, чем вследствие действия контрольного фактора. Например, исследуемые экспериментальной группы способны поднять больший груз, чем исследуемые контрольной группы.

2-й вид - «Э < К», т. е. гипотеза считается подтвержденной лишь в том случае, если прирост педагогического результата вследствие действия экспериментального фактора будет меньшим, чем вследствие действия контрольного фактора. Например, число непосещений учебных занятий в экспериментальных группах стало меньшим, чем в контрольных.

3-й вид - «Э = К», т. е. гипотеза не подтверждается, но и не опровергается, так как экспериментальный и контрольный факторы дают одинаковые результаты. С педагогической точки зрения это может расцениваться как явление положительное, говорящее о том, что найден новый педагогический фактор, который ничуть не хуже существующих. Появление же нового фактора увеличивает число способов педагогического воздействия.

Параллельные эксперименты бывают прямые, перекрестные и многофакторные (с несколькими уровнями).

Прямой эксперимент является простейшей разновидностью параллельного эксперимента. При этой постановке в экспериментальных и контрольных группах после проведения серии занятий определяется результативность изучаемых факторов.

Перекрестный эксперимент имеет более сложное построение, которое схематически можно изобразить следующим образом:

Этапы

эксперимента

Группа «А»

Гупппа «Б»

Первый

Второй

1-й изучаемый фактор

2-й изучаемый фактор

2-й изучаемый фактор

1-й изучаемый фактор

Перекрестный эксперимент имеет неоспоримые преимущества. Он позволяет поставить примерно в равные условия различные учебные группы. Это тем более важно, что достичь полного уравнивания исследуемых контингентов учащихся в экспериментальных и контрольных группах практически невозможно. Следовательно, становится менее значимым вопрос сравнительного анализа данных общей и специальной подготовленности исследуемых, их типологических особенностей и т. д.

В перекрестном эксперименте отпадает необходимость в создании контрольных групп, ибо каждая из пары групп поочередно бывает то контрольной, то экспериментальной.

Наконец, данная схема эксперимента повышает достоверность получаемых результатов. В самом деле, если у одних и тех же исследуемых, поочередно подвергающихся действию то одного педагогического фактора, то другого, взаимно изменяются изучаемые показатели, возможность говорить о действии случая, естественно, уменьшается. А это освобождает работу от дополнительной математической обработки собранного материала и позволяет получить достоверные данные при сравнительно меньшем количестве исследуемых.

При необходимости сравнения не двух факторов, а трех применяют построение эксперимента по схеме латинского квадрата 3x3:

Этапы

эксперимента

Группа «А»

Группа «Б»

Группа «В»

Первый

Второй

Третий

1-й фактор

2-й фактор

3-й фактор

2-й фактор

3-й фактор

1-й фактор

3-й фактор

1-й фактор

2-й фактор

Если сравнительному анализу подвергаются четыре изучаемых фактора, то применяется латинский квадрат 4X4, схема которого имеет следующий вид:

1 – 2 – 3 – 4

2 – 3 – 4 – 1

3 – 4 – 1 – 2

4 – 1 – 2 – 3

Таким же образом могут строиться эксперименты и с большим числом сравниваемых факторов. При этом всегда действует одно правило: число сравниваемых факторов определяет число опытных групп и этапов эксперимента.

Общим недостатком перекрестных экспериментов является различная очередность воздействия факторов. В самом деле, если по условиям исследования продолжительность каждого этапа для получения достоверных сдвигов показателей должна быть, предположим, два месяца, то (при четырех факторах) первый фактор будет применяться в группе «А» в сентябре-октябре, а в группе «Б» - в марте-апреле. За прошедшие шесть месяцев, естественно, изменится уровень подготовленности исследуемых, и, следовательно, один и тот же фактор будет действовать в группах «А» и «Б» на разных основах. Именно поэтому так редко встречаются эксперименты с четырьмя (и более) сравниваемыми факторами.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Подробно о педагогике:

Опытно – экспериментальная работа по проверке эффективности организации группой работы школьников-старшеклассников на уроке истории
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа, которая состоит из констатирующего и формирующего этапов. Опытно–экспериментальная деятельность проходила на базе средней общеобразовательной школы № 24 города Тула. Целью констатирующего этапа эксперимента б ...

Методика обследования
Для постановки правильного диагноза и выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка, а в дальнейшем определения направлений коррекционной работы, необходимо провести полное обследование речи и невербальных процессов дошкольников. Для изучения речи детей была выбрана методика обследования, п ...

Дидактические основы формирования художественно-творческих умений и навыков
Согласно известному положению дидактики, успешное обучение невозможно без здорового микроклимата на уроке. При подготовке к уроку учитель должен продумывать все до мелочей: что и как он будет делать на уроке, во время работы учащихся. В начале каждого занятия обязательно сообщаются сведения, необхо ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru