Логическая схема доказательства в подобном эксперименте сводится к следующему. Если вслед за последовательными изменениями всех педагогических факторов (например, Ф1 Ф2, Ф3 и т. д.) при сохранении неизменным одного (Фn) последовательно изменяются все компоненты педагогического результата (например, Р1 Р2, Р3 и т. д.), но неизменным остается один (Рn), то есть основание считать, что остающийся неизменным фактор Фn является причиной неизменяемости результата Рn.
Схема единственного сходства
Состояние педагогического процесса |
Педагогические факторы |
Причинно-следственные связи |
Педагогические результаты |
1 2 3 4 |
Ф1 + Ф2 +…+ Фn Ф3 + Ф4 +…+ Фn Ф5 + Ф6 +…+ Фn Ф7 + Ф8 +…+ Фn |
|
Р1 + Р2 +…+ Рn = P0 Р3 + Р4 +…+ Рn = P01 Р5 + Р6 +…+ Рn = P02 Р7 + Р8 +…+ Рn = P03 |
Таким образом, все последовательные эксперименты построены по схеме «До» и «После». Чтобы сравнить состояние педагогического процесса после введения в него экспериментального фактора с тем состоянием, которое было до введения, измеряют состояние «До» (например, исходный уровень физического развития), затем «После» (например, конечный уровень физического развития) и определяют достоверность изменения показателей.
К помощи последовательных экспериментов приходится прибегать в тех случаях, когда группа исследуемых настолько малочисленна и специфична, что нельзя создать каких-то аналогичных контрольных групп (например, команды высококвалифицированных спортсменов). Когда же имеется возможность создать контрольные группы, применяют различные виды параллельных экспериментов.
Параллельные эксперименты строятся по схеме идентичных групп, которая предусматривает организацию двух и более максимально одинаковых парных учебных групп. В одной группе каждой пары применяется экспериментальный метод организации учебно-воспитательного процесса (экспериментальная группа), в другой - контрольный метод (контрольная группа). Учебные занятия и обследования проводятся одновременно в обеих группах, т. е. параллельно.
При данном построении эксперимента появляется убежденность, что все спонтанные, неуправляемые факторы будут оказывать примерно одинаковое воздействие на занимающихся как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Различия же в конечном результате окажутся следствием действия именно экспериментального фактора.
Формальный критерий доказательства гипотезы в параллельных экспериментах разработан А. Стауффером (А. Stouffer, 1950) в виде следующей схемы (обозначения изменены):
В
Ф→Р |
ЭФ→ЭР |
Ф→Р |
КФ→КР |
Экспериментальная ЭР – Р = Э
группа
А Б
Контрольная группа КР – Р = К
Г
Условные обозначения (кроме тех, которые использованы в предыдущих схемах):
«КФ» - педагогический фактор в контрольной группе, отражающий общепринятое педагогическое положение и служащий основанием для оценки эффективности экспериментального фактора;
«КР» - педагогический результат в контрольной группе как следствие действия «КФ»;
«Э» - прирост педагогического результата вследствие действия экспериментального фактора «ЭФ».
«К» - прирост педагогического результата вследствие действия контрольного фактора «КФ»;
«АБ» - горизонталь, выше которой фиксируются изменения в экспериментальной группе, ниже - в контрольной;
«ВГ» - вертикаль, слева от которой указываются исходные состояния педагогических процессов, справа - конечные.
Логическая схема доказательства выдвинутой гипотезы в экспериментах с идентичными группами строится на разности показателей экспериментальных и контрольных результатов. В зависимости от природы исследуемого педагогического явления критерий доказательства может быть трех видов.
Подробно о педагогике:
Особенности воспитательной работы в Морском Кадетском Корпусе
Воспитание в кадетских корпусах, живо проникнутое духом христианского вероучения и строго согласованное с общими началами русского государственного устройства, имеет главной целью подготовление воспитывающихся юношей к будущей службе Государю и Отечеству – посредством постепенной, с детского возрас ...
Использование
нетрадиционных форм занятий по технологии в сельской школе К.В. Эпоева
Обучение технологии в условиях сельской школы, в том числе и малокомплектной, предполагает организацию работы школьников над программным материалом не только в рамках обычных уроков технологии, но и при проведении внеклассных мероприятий во внеурочное время (соревнования, конкурсы, олимпиады, экску ...
Развитие психомоторных функций у детей с ДЦП в условиях формирующего
эксперимента
Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. На констатирующем этапе психологического эксперимента приняли участие дети с психомоторными нарушениями контрольной и экспериментальной групп (20 испытуемых) на данном этапе была проведена диагности ...