В ходе психолого-педагогического обследования выявляются особенности психического развития ребенка, начало формирования навыков опрятности, самообслуживания, навыков общения с детьми, состояние моторики, характер игры, готовность к школьному обучению. Особое внимание обращается на способность ребенка к обучению.
Диагностическая и коррекционно-развивающая направленность процесса обучения предполагает:
- глубокое изучение индивидуальных особенностей детей,
- всесторонний качественный учет результатов учебной деятельности,
- реального продвижения в развитии и усвоении знаний.
Только на основе такого знания возможно понимание характера и причин учебных трудностей, реальная помощь в их преодолении.
Изучение детей является важнейшей неотъемлемой частью профессиональной деятельности учителя коррекционно-развивающего образования.
Переход от дошкольного детства к школьному обучению практически ни у одного ребенка не совершается плавно; при нормальном развитии эта перестройка переживается относительно легко.
Дети же группы риска школьной дезадаптации уже на 1ом этапе школьной жизни испытывают следующие трудности:
1 – неспособность освоиться с новой ролью ученика с требованиями и нормами школьной жизни, отрицательное отношение к учению.
2 – «интеллектуальная пассивность» («не привыкли и не умеют думать» Л.С. Славина).
3 – трудности в усвоении учебного материала, пониженная обучаемость, отставание в темпе деятельности.
4 – пониженная работоспособность, повышенная утомляемость.
Изучение трудностей, с которыми встречаются дети на начальном этапе обучения, позволяют выявить совокупность предпосылок адаптационных нарушений у поступающих в школу детей, которую можно рассматривать как программу изучения.
Предметом первостепенного внимания учителей должен быть;
- характер отношений, складывающийся у ребенка на основе учебной деятельности;
- его отношение к школе, к учению;
- отношения с товарищами по классу, с родителями, учителями;
- отношение к себе, как к ученику;
- направленность личности в целом.
Не надо оставлять без внимания и круг внешкольных интересов каждого ребенка, его увлечения.
Чрезвычайно важным объектом изучения является сама учебная деятельность школьников: её характер, особенности и результаты.
Поступая в школу дети группы риска не имеют достаточного уровня зрелости необходимых для учения предпосылок, у них не сформирована учебная мотивация, недоразвита познавательная деятельность, ограничен словарный запас, узок кругозор
Эффективна организация начального изучения детей в два этапа:
этап фронтального диагностирования школьно-значимых психофизиологических функций у всех детей, поступающих или уже поступивших в школу,
этап – более глубокое и разностороннее изучение детей, которые по результатам фронтального диагностирования показали результаты ниже среднего и низкие.
Методы диагностической деятельности
На этапе фронтального изучения в качестве основного метода диагностики школьной зрелости детей наиболее целесообразно использовать метод педагогического тестирования.
Подробно о педагогике:
Характеристика освоения дошкольниками грамматического строя речи, его
закономерности и этапы развития
Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа ...
Понятие школьной зрелости и готовности к школьному обучению
Когда ребенок достигает возраста 6-7 лет, многие родители начинают задавать себе вопросы, связанные с его поступлением в школу. Что делать, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был самым хорошим, лучшим учеником в классе? В связи с этими многочисленными вопросами в психологии ...
Методические особенности темы «Законы термодинамики. Тепловые двигатели» с
применением компьютерных технологий
обучение физика компьютерный информационный Раздел школьного курса физики "Термодинамика и молекулярная физика" ставит своей целью воспитание физического мышления учащихся на основе ознакомления с методами теоретического исследования, применяемыми физикой. Общеизвестно, что метод преподав ...